ПРЕФЕРЕНЦИИ В ЗАКУПКАХ УЧРЕЖДЕНИЯМ УИС И ОРГАНИЗАЦИЯМ ИНВАЛИДОВ
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (Закон 44-ФЗ, ст. 8, ч. 1). Так, требования к участникам закупки, указанные в статье 31 Закона 44-ФЗ (далее – Закон) предъявляются в равной мере ко всем участникам.
Однако, как мы рассматривали в марте 2022 года в статье«Преимущества в закупках для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций», СМП и СО НКО имеют ряд преимуществ в закупках, такие как:
1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СО НКО в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) с учетом пяти вычетов из СГОЗ (Закон. Ст. 30, ч. 1) в том числе путем проведения закупок только для СМП, СО НКО.
2. При закупке только для СМП, СО НКО начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не должна превышать 20 млн. рублей (Закон. Ст. 30, ч. 1, п. 1.
3. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком), при «закупке только для СМП, СО НКО» - такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств по контракту (Закон. Ст. 34, ч. 27) и ряд других.
Однако, уже 16.04.2022 СМП, СО НКО «потеряли» одну из преференций: В соответствии с Законом № 104-ФЗ от 16.04.2022 утратила силу часть 8 ст. 30 Закона, которой был установлен сокращенный срок расчетов по контракту с СМП.
После указанной даты расчеты с СМП (СО НКО) осуществляются на общих основаниях.
Кроме того, по нашему мнению, преференцию содержит участие в закупках субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН). УСН предусматривает уплату, например, 6% от дохода (цена контракта, включающая в себя НДС) и не содержит уплаты НДС, в то же время, как участники, находящиеся на общей системе налогообложения, - платят НДС, который при ставке 20% составляет 16,6% дохода. При этом заказчик не вправе оплачивать поставщику – «упрощенцу» цену за вычетом НДС.
Рассмотрим другую группу участников, имеющих преференции. На основании части 4 ст. 27 Закона преимущества при осуществлении закупок кроме СМП и СО НКО имеют:
1) учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее – УИС);
2) организации инвалидов.
1. Преференции для УИС. В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием УИС, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае закупки с неопределенным объемом) увеличивается на 15% соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги (Закон. Ст. 28, ч. 1).
К организациям УИС относятся:
ФГУП УИС;
учреждения, исполняющие наказания;
территориальные органы УИС и другие организации (Закон № 197-ФЗ. Ст. ст. 5, 19).
Чтобы определить, относится ли организация к УИС, следует изучить выписку из ЕГРЮЛ и уставные документы.
Правительство утвердило перечень видов предприятий, учреждений и организаций, которые входят в УИС, в частности:
базы материально-технического и военного снабжения;
управления строительства;
центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
межрегиональные ремонтно-восстановительные базы;
центры инженерно-технического обеспечения;
центральный узел связи;
автомобильные и железнодорожные хозяйства;
жилищно-коммунальные хозяйства;
подразделения технического надзора, лаборатории;
научно-исследовательские институты. (ПП РФ от 01.02.2000 № 89)
2. Преференции для организаций инвалидов. В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае закупки с неопределенным объемом) увеличивается на 15%соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Преференциидействуют на общероссийские общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам - не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%. (Закон. Ст. 29, ч. 1, ч. 2).
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества для УИС и организаций инвалидов установлен РаспоряжениемПравительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р (далее – Распоряжение № 3500).
Правила применения указанных преференций
1. Убедившись, что закупаемая продукция подпадает под перечни Распоряжения № 3500, заказчик обязан указать в извещении о закупке информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и (или) 29 Закона (Закон. Ст. 42, ч. 1, п. 13).
2. Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в переченьРаспоряжения № 3500 (нельзя объединять продукцию,включенную в перечень, и не включенную).
3. Если проводится закупка для учреждений и предприятий УИС, одновременно нельзя устанавливатьпреимущество для СМП и СО НКО. Учреждение или предприятие УИС не может быть СМП или СО НКО, поскольку не соответствует условиям Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. (письмо Минэкономразвития от 01.03.2016 № Д28и-522). Не рекомендуем применять так же одновременно преференции для организаций инвалидов и СМП (СО НКО).
4. Цену контракта или сумму цен единиц продукции, которую предложил победитель из числа УИС (организаций инвалидов), необходимо для включения в контракт увеличить на 15% (умножить на 1,15).
5. Предусмотренное увеличение цены контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги (Закон. Ст. 28, ч. 1, ст. 29, ч. 1).
6. Заказчик вправе в одной закупке установить преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов, если продукция входит в оба перечня
7. Обеспечение заявок для УИС и организаций инвалидов составляет 0,5% от НМЦК вне зависимости от того, проводилась закупка с установлением преимуществ или на общих условиях
Таким образом, Закон устанавливает преимущества для отдельных категорий участников, предоставляя им поддержку в закупках для государственных и муниципальных нужд, что не нарушает принцип обеспечения конкуренции путем создания равных условий для участников закупок. Все участники равны, но некоторые…
Автор: Г.Б. Добрецов
Уважаемые наши слушатели и подписчики!
Если вы хотите профессионально работать в сфере Госзакупок, приобрести дополнительные навыки или повысить свою квалификацию - мы вас ждем на наших еженедельных практиках, которые проходят в рамках полноценного обучения с последующей выдачей диплома о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации.
С основными программами обучения вы можете ознакомиться здесь
Все вопросы и цены на обучение уточняйте по тел. 8 (800) 551-52-41
Либо напишите Специалисту образовательного отдела: Telegram или WhatsApp