Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

 —  —  — Преференции в закупках учреждениям УИС и организациям инвалидов. Одновременное применение преференций и условий допуска иностранных товаров.

Преференции в закупках учреждениям УИС и организациям инвалидов. Одновременное применение преференций и условий допуска иностранных товаров.

Преференции в закупках учреждениям УИС и организациям инвалидов. Одновременное применение преференций и условий допуска иностранных товаров.
20.06.2023

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (Закон 44-ФЗ, ст. 8, ч. 1). Так, требования к участникам закупки, указанные в статье 31 Закона 44-ФЗ (далее – Закон) предъявляются в равной мере ко всем участникам. 

Однако, некоторым участникам Закон предоставляет преференции. К ним относятся субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации (далее – СМП, СО НКО) (Закон, ст. 30), а также учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) и организации инвалидов (Закон, ст. 27, ч. 4).


1. Преференции для УИС. В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием УИС, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае закупки с неопределенным объемом) увеличивается на 15% соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги (Закон. Ст. 28, ч. 1).

К организациям УИС относятся: ФГУП УИС, учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы УИС и другие организации (Закон № 197-ФЗ.Ст. ст. 5, 19).

Чтобы определить, относится ли организация к УИС, следует изучить выписку из ЕГРЮЛ и уставные документы.

Правительство утвердило перечень видов предприятий, учреждений и организаций, которые входят в УИС, в частности: базы материально-технического и военного снабжения, управления строительства, центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия, межрегиональные ремонтно-восстановительные базы, центры инженерно-технического обеспечения, центральный узел связи, автомобильные и железнодорожные хозяйства, жилищно-коммунальные хозяйства, подразделения технического надзора, лаборатории, научно-исследовательские институты (постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 01.02.2000 № 89)


2. Преференции для организаций инвалидов.

В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае закупки с неопределенным объемом) увеличивается на 15% соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Преференции действуют на общероссийские общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам - не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%. (Закон. Ст. 29, ч. 1, ч. 2). 

Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества для УИС и организаций инвалидов установлен Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р (далее – Распоряжение № 3500).

Правила применения указанных преференций

1. Убедившись, что закупаемая продукция подпадает под перечни Распоряжения3500, заказчик обязан указать в извещении о закупке информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и (или) 29 Закона (Закон. Ст. 42, ч. 1, п. 13).

2. Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень Распоряжения3500 (нельзя объединять продукцию, включенную в перечень, и не включенную).

3. Если проводится закупка для учреждений и предприятий УИС, одновременно нельзя устанавливать преимущество для СМП и СО НКО. Учреждение или предприятие УИС не может быть СМП или СО НКО, поскольку не соответствует условиям Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. (письмо Минэкономразвития от 01.03.2016 № Д28и-522). Не рекомендуем применять также одновременно преференции для организаций инвалидов и СМП (СО НКО).

4. Цену контракта или сумму цен единиц продукции, которую предложил победитель из числа УИС (организаций инвалидов), необходимо для включения в контракт увеличить на 15% (умножить на 1,15).

5. Предусмотренное увеличение цены контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги (Закон. Ст. 28, ч. 1, ст. 29, ч. 1).

6. Заказчик вправе в одной закупке установить преимущества для учреждений УИС и организаций инвалидов, если продукция входит в оба перечня, например: 10.32.11 сок томатный.

7. Обеспечение заявок для УИС и организаций инвалидов составляет 0,5% от НМЦК вне зависимости от того, проводилась закупка с установлением преимуществ или на общих условиях. 

Таким образом, Закон устанавливает преимущества для отдельных категорий участников, предоставляя им поддержку в закупках для государственных и муниципальных нужд, что не нарушает принцип обеспечения конкуренции путем создания равных условий для участников закупок. Все участники равны, но некоторые…

С 12 мая расширен список товаров, работ и услуг с льготами для организаций инвалидов. Перечень увеличен с 58 до 107 позиций. В него, среди прочего, включены товары и услуги:

16.29.12— принадлежности столовые и кухонные деревянные;

17.23.11.110— бумага копировальная;

17.23.13.195— тетради общие;

18.11— услуги по печатанию газет;

21.20.24.150— медицинские изделия ватно-марлевые;

25.61— услуги по обработке металлов и нанесению покрытий на них;

27.52— приборы бытовые неэлектрические.

Часть кодов по ОКПД2 укрупнены. Так, вместо отдельной категории товаров в перечень включена вся группа продукции с кодом 10.39  (Распоряжение Правительства РФ от 12.05.2023 № 1217-р

http://ivo.garant.ru/#/document)


Одновременное применение преференций и условий допуска иностранных товаров. В отдельных случаях объект закупки одновременно подпадает под режим преференции для организаций инвалидов и под условия допуска иностранных товаров. (Приказ Минфина от 04.06.2018№126н(далее – приказ № 126н). Например: 14.12.11 Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные

В числе основных правил условий допуска - предоставление преимущества товарам из России, ЕАЭС (при аукционе контракт заключается по цене, сниженной на 15%, если товар входит в перечень для реализации нацпроектов, – 20%). Преференции для организаций инвалидов предусматривают, наоборот, заключение контракта по цене, увеличенной на 15%.

Получается, что при определении цены контракта нужно сначала повысить ее на 15% в соответствии со ст. 29 Закона, а затем снизить на 15 %, применив приказ Минфина России от  № 126н. Или наоборот: вначале снизить, затем повысить? 

Ситуация: победитель электронного аукциона — организация инвалидов, которая предложил к поставке иностранный товар. Вопрос: как одновременно применить условия допуска (снизить на 15% цену контракта) и преференцию для организации инвалидов (увеличить на 15% цену контракта), если товар входит в оба перечня?

По мнению экспертов, если в извещении были установлены преимущества в соответствии со ст. 29 Закона и Приказом № 126н, то контракт с победителем — организацией инвалидов, предлагающим к  поставке иностранный товар, заключается по предложенной им цене (при условии, что среди признанных соответствующими заявок имеется заявка с только российским товаром), сниженной на 15% [например: предложение участника составляет 500 тыс. рублей. Цена, сниженная на 15% составит 425 тыс.руб.(500х0,85=425)], а затем применить преференцию, увеличив цену на 15% [цена, увеличенная на 15%, составит 488,75 тыс.руб. (450х1,15=488,75)].

Таким образом, видим, что при одновременном применении Приказа № 126н и ст. 29 Закона цена контракта не может оставаться равной цене, предложенной победителем (с учетом применения законов математики). К такому выводу пришел Московский УФАС России (решения от 17.11.2022 по делу № 077/06/106-17068/2022 и от 13.01.2023 по делу № 077/06/106-255/2023)

Использованы материалы сайта «Гражданский контроль государственных закупок»


Автор: Г.Б. Добрецов, канд. ист. наук, доцент, специалист в сфере закупок




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку