Применение КТРУ в описании объекта закупки: заказчик должен определить - есть или нет в КТРУ соответствующая позиция
В соответствии с Законом заказчик обязан использоватьКаталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), если объект закупки есть в каталоге; его наименование и характеристики приводятсязаказчиком в соответствии с Каталогом.
Контрольный орган усмотрит нарушение:
- если наименование закупаемого объекта не соответствует КТРУ;
- характеристики в описании объекта иные, чем в КТРУ;
- в описании объекта закупки отсутствует обоснование включения дополнительных характеристик объекта закупки или дополнительные характеристики не разрешены КТРУ.
Правила использования КТРУ установлены постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 08.02.2017 №145.
1. У каждой позиции Каталога есть дата, начиная с которой применять информацию из позиции обязательно. Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправепользоваться информацией из позиции КТРУ
2. Наименование объекта закупки указывается заказчиком в соответствии с КТРУ.
3. В описании товаров, работ, услуг заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в т. ч. указывать согласно такой позиции информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества ТРУ (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания) т. е. все наименования характеристик, установленные позицией КТРУ, с выбранным заказчиком одним из нескольких предлагаемых вариантов значения этой характеристики.
4. Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, работ, услуг в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный ПП РФ от 10.07.2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ… ";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона (например, ПП РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
5. Заказчик обязан использовать КТРУ и при закупках у единственного поставщика (пп. «а» п.2 Правил). Учитывая то, что в п. 5 Правил закупка у единственного поставщика не упомянута, следовательно, при закупке у единственного поставщика заказчик может использовать описание и характеристики только из КТРУ, а дополнительные характеристики использовать нельзя.
6. Если подходящая для товара (работы, услуги) позиция в КТРУ есть, но в ней нет характеристик, то заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со статьей 33 Закона, используя наименование товара и единицу измерения, содержащиеся в позиции КТРУ.
7. При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в КТРУ имеются подлежащие применению позиции Каталога, и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
8. Самое важное правило для настоящего исследования (п.7 Правил применения КТРУ, ПП № 145): при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона.
В информационном письме Минфина РФ от 25.09.2023 г. №24-03-09/90944 разъясняется порядок применения КТРУ в описании объекта закупки в ЕИС:
1) если в КТРУ нет соответствующей позиции, то с 01.10.2023при описании объекта закупки его параметры указывают через ЕИС;
2) в этом случае при размещении извещения с указанной даты характеристики объекта закупки, например технические, приводят в структурированном виде через ЕИС. К извещению также прилагают документ с полным описанием объекта закупки, который сформирован без ЕИС.
Извещение об осуществлении закупки, формируемое с использованием ЕИС, - указано в письме, - должно содержать информацию, предусмотренную п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона. При этом извещение должно также содержать составленное в соответствии со ст. 33 Закона описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам, утвержденному ПП РФ от 27.01.2022 г. № 60) (далее - Положение).
Следует отметить, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3Положения);
- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
На основании изложенного, указывает Минфин РФ, при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещается в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
Важно!
Таким образом, заказчик сам должен сделать вывод – есть или нет соответствующий его потребностям в конкретном товаре, работе, услуге код позиции КТРУ. Если нет, то описывать в соответствии со статьей 33 Закона. Если есть, применять КТРУ в соответствии с правилами ПП № 145.
Рассматривая конкретное дело, Верховный Суд РФ поддержал позицию УФАС и судов, исходивших из того, что товар с необходимыми заказчику техническими характеристикамиотсутствует в позициях КТРУ; заданные заказчиком характеристики позволяют приобрести товар, отвечающий целям эффективного использования бюджетных средств, и при этом улучшить качественные показатели; отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона, либо были указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту (Определение № 310-ЭС23-16627 от 18.09.2023).
Использованы материалы ЭС «Госзаказ», СПС «Гарант», «КонсультантПлюс», сайта Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: