Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ПРИМЕНЕНИЕ КТРУ В ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ

25.03.2022

В соответствии с Законом заказчик обязан использоватьКаталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (см. ЕИС, https://zakupki.gov.ru, в верхнем меню), если объект закупки есть в каталоге; его наименование и характеристики приводятся заказчиком в соответствии с Каталогом.

Контрольный орган усмотрит нарушение:

- если наименование закупаемого объекта не соответствует КТРУ;

- характеристики в описании объекта иные, чем в КТРУ;

- в Описании объекта закупки отсутствует обоснование включения дополнительных характеристик объекта закупки или дополнительные характеристики не разрешены КТРУ.

Правила - как устанавливать характеристики закупаемых товаров, работ, услуг - в Законе 44-ФЗ содержатся в двух статьях: в статье 33 «Правила описания объекта закупки» и статье 23, содержащей отсылочные нормы к Постановлению Правительства РФ № 145.

Ст. 33 Закона


Ст. 23 Закона + ПП РФ №145


Правила описания объекта закупки. Заказчик в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, изложенными в ст. 33.

При этом, статья содержит семь частей, а часть 1 состоит из 8 пунктов, то есть, можно говорить о 15 правилах.


Часть 5 ст. 23. Формирование и ведение в ЕИС КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются ФОИВ по регулированию контрактной системы.

Часть 6 ст. 23. Порядок формирования и ведения КТРУ, а также правилаиспользования КТРУ устанавливаются Правительством РФ: ПП РФ от 08.02.2017    № 145


Проявим осторожность в оценках и выводах и будем ориентироваться на такую формулировку: заказчик в соответствии с Постановлением Правительства РФ 145 вправе определять наименование закупаемой продукции и описывать закупаемые товары, работы, услуги (в соответствии со своими потребностями), руководствуясь статьей 33 Закона, только если КТРУ не установлена соответствующую позицию, а также требования к ней.Если позиция есть, заказчик обязан ее применить, при этом ему разрешается установить дополнительные требования, обосновав их. 

И не факт, что в случае обжалования, контрольный орган примет это обоснование заказчика.

Правила применения КТРУ - ПП РФ от 08.02.17 №145

Правило 1. У каждой позиции Каталога есть дата, начиная с которой применять информацию из позиции обязательно. Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправе пользоваться информацией из позиции КТРУ  

Правило 2. Наименование объекта закупки указывается заказчиком в соответствии с КТРУ. 

Правило 3. В описании товаров, работ, услуг заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в т. ч. указывать согласно такой позиции информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества ТРУ (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания) т. е. все наименования характеристик, установленные позицией КТРУ, с выбранным заказчиком одним из нескольких предлагаемых вариантов значения этой характеристики.

Правило 4. Заказчик вправе указать в описании объекта закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе,функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, работ, услуг в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога,  за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный ПП РФ от 10.07.2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ… ";

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона (например, ПП РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Правило 5. Заказчик обязан использовать КТРУ и при закупках у единственного поставщика (пп. «а» п.2 Правил). Учитывая то, что в п. 5 Правил закупка у единственного поставщика не упомянута, следовательно, при закупке у единственного поставщика заказчик может использовать описание и характеристики только из КТРУ, а дополнительные характеристики использовать нельзя.  

Правило 6. Если подходящая для товара (работы, услуги) позиция в КТРУ есть, но в ней нет характеристик, то заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со статьей 33 Закона, используя наименование товара и единицу измерения, содержащиеся в позиции КТРУ.

Правило 7. Наконец, только в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществ-ляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона.

Правило 8. При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в КТРУ имеются подлежащие применению позиции Каталога, и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.

Плюсы и минусы КТРУ:

Плюсы: правильно применил КТРУ – спишь спокойно. Еще раз об административной ответственность за нарушения, связанные с применением КаталогаНарушение правил применения КТРУ влечет административный  штраф 3 тысячи рублей (КоАП ст. 7.30, ч. 4.2).

Минусы: первый, некоторое противоречие между потребностями заказчика и наличием конкретных позиций КТРУ, где не прописаны такие характеристики. Далее, закон основывается, в том числе, на принципе стимулирования инноваций. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Но КТРУ, как правило, не имеет инновационных характеристик.

Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.


Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку