Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

27.08.2024

Противодействию коррупции в сфере закупок в последние годы в РФ уделяется большое внимание. 

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: 

 а) по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 

 б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 

 в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 

[Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(далее – закон № 273-ФЗ), ст. 1, п. 2]

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (Закон № 273-ФЗ, ст. 1, п. 1). 

Важное место в предупреждении коррупции отводится выявлению «личной заинтересованности» и предупреждению возникновения «конфликта интересов».

Под конфликтом интересов в Законе № 273-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (Закон № 273-ФЗ, ст. 10, ч. 1).

Под личной заинтересованностью работника понимается возможность получения работником при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или к.-л. выгод (преимуществ) для себя или третьих лиц:

- состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами:родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей,

- гражданами или организациями, с которыми работник и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (Закон № 273-ФЗ, ст. 10, ч. 2).

В целях минимизации случаев возникновения конфликта интересов в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, заказчик в извещении устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон), в числе которых - отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 12; ст. 31, ч. 1, п. 9).

Статью 38 Закона содержит норму, предусматривающую обязанность принимать меры для недопущения конфликта интересов по правилам Закона № 273-ФЗ. 

Эта обязанность касается: 

- руководителя заказчика; 

- руководителя контрактной службы; 

- работников контрактной службы; 

- контрактного управляющего. 

Часть 7 ст. 38 Закона устанавливает, что руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с законом о противодействии коррупции, в т.ч. с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона.(Предусматривает указание в контракте обязанности поставщика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товаров, работ, услуг превышает размер, установленный Правительством РФ) (1 млрд. руб. для федеральных и 100 млн. руб. – субъектовых и муниципальных нужд). 

В целях недопущения возможности возникновения конфликта интересов, ч. 6 ст. 39 Закона устанавливает, что членами закупочной комиссии не могут быть:

1) физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе;

2) физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Законе № 273-ФЗ;

3) физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;

4) должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст.99 Закона, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В соответствии с ч. 10 ст. 39 Закона члены закупочной комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона.

Автор: Г.Б. Добрецов  

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку