РАЗЬЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗАКУПОК В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ, 2024 г.
1. Минфин РФ разъяснил особенности оплаты НДС при реализации в России медизделий и принадлежностей к ним отдельно от этих изделий
В своем письме Минфин России разъяснил, что:
- освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, реализуемых в РФ, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в Перечень, утв. постановлением Правительства (далее – ПП) РФ от 30.09.2015 № 1042, с учётом примечаний к данному Перечню;
- при реализации в РФ принадлежностей к медизделиям отдельно от этих изделий, освобождение от НДС применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в вышеуказанный Перечень.
Документ: Письмо Минфина России от 03.10.2024 № 03-07-07/95804
2. Минфин РФ разъяснил размер ставки НДС при реализации на территории РФ медицинских изделий, зарегистрированных по коду ОКПД 2 32.50.50.000
В соответствии с п/п. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса(далее – НК) РФ операции по реализации медицинских изделий, за исключением медизделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с п/п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 10%. Данная ставка НДС применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза(далее – ЕАЭС), или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации, утвержден ПП РФ от 15.09.2008 № 688 (далее - Перечень).
Согласно примечанию 2 Перечня для целей применения данного Перечня следует руководствоваться кодами ОКПД 2, приведенными в Перечне, и наименованиями товаров с учетом примечания 1 (1), в соответствии с которым указанные в Перечне коды ОКПД 2 применяются в отношении медизделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медизделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медизделие [регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)], выданного в соответствии с законодательством РФ.
Также примечанием 3 к Перечню установлено, что код ОКПД 2, отмеченный знаком <*>, применяется в отношении медизделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий с кодом ОКПД 2 32.50.50.000 следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1 (1) к Перечню.
(Письмо Минфина РФ от 14.03.2024 № 03-07-07/23095).
3. Верховный суд о возможности реализации медицинских изделий после длительного хранения
Верховный суд (далее – ВС) РФ согласился с нижестоящими судами в том, что товар ранее являющийся медицинским изделием (например ИВЛ), находящийся на длительном хранении Росрезерва, после снятия его с такого хранения в связи с освежением запасов государственного материального резерва:
- уже не является новым,
- не может пройти сервисное обслуживание и метрологический контроль,
- не является медицинским изделием,
- а является товаром, имеющим свойства медицинского назначения, но не наделенного статусом «медицинского изделия», ввиду истечения регистрационных сроков либо сроков годности,
- а потому, может быть реализован как товар для использования в виде запасных частей (например, для ИВЛ) без указания номера регистрационного удостоверения для ремонтных работ.
Имеется правовая возможность реализации товара, имеющего свойства медицинского назначения, но не наделенного статусом «медицинского изделия», ввиду истечения регистрационных сроков либо сроков годности, в отрыве от целей, связанных с его использованием в медицинских целях.
Важно! в отсутствие прямого законодательного запрета на оборот подобного рода товара в качестве товара, не подлежащего использованию в медицинских целях (в качестве обобщенных материальных ценностей промышленного назначения (вещи, предмета, изделия, материала), а также в отсутствие прямого указания на изъятие подобного рода товаров из оборота в связи с утратой им свойств, определяющих возможность использования как медицинские изделия, - возможен оборот подобно рода товаров.
Документ: Определение ВС РФ от 16.10.2024 №309-ЭС24-19538 по делу №А60-15168/2023
Постановление АС Уральского округа от 15.07.2024 по делу №А60-15168/2023
4. Отклонение заявки участника закупки в случае несоответствия кода НКМИ, предложенного участником товара, коду НКМИ, установленному заказчиком в извещении об осуществлении закупки, неправомерно
По мнению специалистов, изложенному в письме Минздрава РФ и ФАС, различие кода НКМИ, указанного в заявке участника закупки, и кода НКМИ, указанного в позиции КТРУ, не установлено Законом N44-ФЗ (далее – Закон) в качестве основания для отклонения заявки участника закупки, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки.
Напомним, что код НКМИ (код по номенклатурной классификации медицинских изделий) в соответствии с требованиями п/п «д» п. 10 Правил формирования КТРУ указывается в справочной информации, включенной в позицию КТРУ. При этом указанная справочная информация не является описанием объектазакупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона, а код НКМИ не является характеристикой медицинского изделия, а значит призакупке товара соответствие или различие кода НКМИ, указанного в заявке участника закупки, коду, указанному в КТРУ, не является безусловным основанием для отклонения заявки либо признания ее соответствующей.
О том, что справочная информация, включенная в позицию КТРУ, в том числе в отношении медицинского изделия, не образует описания товара в понимании ст. 33 Закона, неоднократно ранее говорилось в письмах Минфина России (см. п. 6 письма от 25.08.2020 № 24-06-05/74463, п. 2 письма от 17.08.2020 № 24-06-08/71982, п. 2 письма от 14.08.2020 № 24-06-07/71834).
(Письмо Минздрава РФ и ФАС РФ от 14.10.2024 №№ 25-3/и/2-20326, ТН/92615/24).
5. ФАС и Минздрав разъяснили порядок определения НМЦК при закупках лекарственных препаратов
Согласно разъяснениям, если в базе данных Росздравнадзора отсутствует информация о вводе лекарственного препарата (далее – ЛП) в оборот на территории России, этот ЛП не должен учитываться при установлении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
Кроме того, при установлении цены не следует принимать во внимание препараты, срок годности которых истек с момента их последнего ввода в гражданский оборот в России.
Рекомендации опубликованы для обеспечения корректного применения порядка определения НМЦК при закупках ЛП, а также для предотвращения ошибок при расчете цены контракта и срывов закупочных процедур.
Также были рассмотрены вопросы, касающиеся регулирования цен на препараты из перечня ЖНВЛП и реализации ПП РФ № 865* и ПП РФ № 1771**.
*ПП РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».
**ПП РФ от 31.10.2020 № 1771 «Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов …».
(Письмо ФАС России и Минздрава РФ от 23.10.2024 № ТН/95899/24, № 25-7/И/2-21105).
Использованы материалы сайта gkgz.ru, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», письма ФАС России,Минздрава РФ, Минфина РФ
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: