СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА С 2022 ГОДА
С 1 января 2022 года уменьшится количество способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Исключены такие как: двухэтапный конкурс в открытой и закрытой формах, конкурс с ограниченным участием в открытой и закрытой формах, запрос предложений.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщика) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом 44-ФЗ (далее – Закон), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги (далее – продукции) для обеспечения государственных (РФ, субъекта РФ) или муниципальных нужд, либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика, и завершаются заключением контракта. Определение поставщика осуществляется соответствующим способом.
Способ определения поставщика – совокупность операций, выполняемых в определенной последовательности с соблюдением установленных правил и имеющий цель выбрать из надлежащих поставщиков продукции лучшего, используя набор критериев, которыми располагает данный способ выбора поставщика (далее – способ закупки).
Заказчик на основании Закона установленным порядком должен выбрать способ закупки. В соответствии с новой редакцией Закона при этом необходимо руководствоваться следующими правилами.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы закупки или осуществляют закупкуу единственного поставщика.
Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. К ним относятся:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
Аукцион. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика, обязан осуществлять закупку продукции, включенных в перечень, установленный Правительством РФ («аукционный перечень») путем проведения аукционов. Заказчик вправе осуществлять закупку продукции, не включенной в указанный перечень путем проведения аукционов.
Электронный запрос котировок. Заказчик вправепроводить в соответствии с Законом электронный запрос котировок:
1) общее правило: в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 3 млн. рублей.
2) частные случаи: независимо от НМЦК и годового объема закупок, предусмотренных общим правилом, - в восьми конкретных случаях закупки, указанных в пункте 2 части 10 статьи 24 Закона.
Закрытые конкурентные способы. Закрытые конкурентные способы заказчик обязан применять в случаях, установленных частью 11 статьи 24 Закона. Например, для закупки продукции, необходимой для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну. В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.
Закупки у единственного поставщика – способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона заказчикможет осуществляться закупку у единственного поставщика в определенных случаях. Например, пункт 4: осуществление закупки продукции на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей, либо закупки товара на сумму, не превышающую 3 млн. рублей, если закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей.
Правила выбора способа закупки
1. Способ закупки заказчик выбирает в соответствии с Законом. За несоблюдение требований законодательства РФо контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц – штраф до 50 тыс. рублей.
2. Заказчик обязан закупать продукцию закрытыми способами в случаях, указанных частью 11 статьи 24 Закона.
3. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжением 471-р – «аукционный перечень»), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд субъекта РФ. Исключение: закупки электронным запросом котировок, у единственного поставщика.
4. Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов.
5. Заказчик обязан закупать аукционом и установить дополнительные требования, если Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 (и в ныне действующей, и в редакции, вступающей в силу 01.01.2022) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются … аукционом (с 01.01.2022 другие способы, предусмотренные Постановлением, исключены).
6. Заказчик вправе проводить в соответствии с Законом электронный запрос котировок (в том числе продукции аукционного перечня):
1) в случае, если при осуществлении закупки НМЦК не превышает 3 млн. рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика или 100 млн.рублей в отношении заказчика, СГОЗ которого составил менее 500 млн. рублей;
2) независимо от НМЦК и СГОЗ в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9или 15 статьи 95 Закона 44-ФЗ;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Заказчик обязан заключить контракт с единственным надлежащим участником несостоявшейся конкурентной процедуры в соответствии с пунктами 24 или 25 части 1 статьи 93 Закона.
8. Заказчик вправе в установленных Законом 58 случаях и порядке (часть 1 статьи 93) проводить закупку у единственного поставщика, в том числе, продукции аукционного перечня.
9. С целью избежать привлечения к ответственности за нарушение Закона при закупке у единственного поставщика по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона по признакам так называемого «дробления» сделки, рекомендуем не заключать с одним поставщиком одновременно контракты по одному предмету, с одинаковыми требованиями к закупаемой продукции. При закупке у единственного поставщика (в первую очередь на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона) до заключения контракта следует скомплектовать весь необходимый набор документов, дающих право применения конкретного пункта части 1 статьи 93 Закона.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.
Автор: Г.Б. Добрецов