ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ – НОВЕЛЛЫ 2022
1. Общие положения. Требования к участникам установлены ст. 31 Закона и подразделяются на единые (часть 1, п.п. 1 – 11 ст. 31), отсутствия в РНП (часть 1.1. ст. 31) и дополнительные требования (части 2 и 2.1 ст. 31).
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение требований Закона. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам (Закон. Ст. 31, части 5-7).
Закупочная комиссия обязана проверить соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 1 и 7.1, п. 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 (если установлены).
Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 3 - 5, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона, а также при проведении электронных процедур требованию п. 10 ч. 1 ст. 31.
Комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31.(Закон. Ст. 31, ч. 8).
2. Единые требования. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и59 ч. 1 ст. 93 Закона, заказчик устанавливает следующие единыетребования к участникам закупки. Перечисляются 10 единых требований. Отметим, что в старой редакции указанная норма устанавливала сферу регулирования шире: «при осуществлении закупки,- указывалось в старой редакции, - заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки», то есть норма распространялась на все типы закупок у единственного источника. Пункт первый части 1, в основном, касается лицензионных требований (участие в СРО), соответствие ему участником подтверждается документально, в остальных случаях – декларативно. Отметим, что в ряде закупок участник не должен подтверждать наличие в соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 31 Закона обладания исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, однако на практике даже при закупке товаров (например, бумаги) заказчик (списком) устанавливает и это требование, а участники (списком) декларируют соответствие такому требованию. Пункт 11 (отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ) чаще всего рассматривается применительно к закупкам у СМП, СО НКО. Однако, Минфин 30.07.2019 высказал правовую позицию о возможности отклонения заявки участника на основании п.п. 1 и 11 ч. 1 ст. 31 в связи с несоответствием банковской гарантии, предоставленной участником
3. Требование отсутствия в РНП. Как указано в части 1.1 ст. 31 Закона заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в т.ч. - о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона (членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), учредителей унитарного юридического лица).
4. Дополнительные требования. Установлены частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона.
4.1. При этом отметим:
а) приоритет части 2. Дополнительные требования по части 2.1 применяются в отношении участников, к которым не применены дополнительные требования в соответствии с ч. 2;
б) перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1, устанавливается Правительством РФ (Закон. Ст. 31, ч. 3);
в) в случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 дополнительных требований к участникам заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (Закон. Ст. 31, ч. 4).
4.2. Дополнительные требования по части 2 установлены ПП РФ от 29.12.2021 № 2571.
В перечень таких закупок и дополнительных требований входят:
Раздел I. Дополнительные требования к участникам в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (пять типов закупок);
Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (одиннадцать типовзакупок);
Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (два типа закупок);
Раздел IV. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере обороны и безопасности государства, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (пять типов закупок);
Раздел V. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (восемь типов закупок);
Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям (пять типов закупок).
4.3. Основные изменения 2022 года в правилах применения доптребований по ч. 2
4.3.1. Расширен перечень случаев, когда заказчики должны устанавливать доптребования. В частности, при НМЦК более 1 млн. руб. это нужно делать, если закупаются:
услуги по уборке зданий и территорий;
работы по текущему ремонту зданий и сооружений;
услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.
4.3.2. Уменьшилось количество случаев, когда опыт можно подтвердить только госконтрактом или договором по Закону N 223-ФЗ. Так, при закупке работ по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного) участник может представить на выбор документы, подтверждающие опыт исполнения:
госконтракта или договора по Закону № 223-ФЗ на капремонт объекта капстроительства;
договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства;
договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства в качестве застройщика.
4.3.3. При закупках в сфере культуры и культурного наследия устанавливать доптребования надо при цене контрактавыше 500 тыс. руб. Ранее этого порога по НМЦК не было.
4.3.4. При закупке работ по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного) участники подтвердят по выбору:
- наличие за 5 лет до окончания срока подачи заявок опыта исполнения договора на работы по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его нужноисполненным госконтрактом или договором по Закону № 223-ФЗ, актом выполненных работ;
- наличие за 5 лет до окончания срока подачи заявок опыта исполнения подрядного договора на работы по строительству, реконструкции объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его надо любым исполненным договором, актом приемки объекта капстроительства (если в этом документе нет цены, то актом выполненных работ) и разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию (если его выдают);
- опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства (кроме линейного). Подтвердить его надо сметой на строительство объектов капстроительства изразд. 11 проектной документации и разрешением на ввод такого объекта в эксплуатацию.
Цена выполненных работ должна составлять минимум 20% НМЦК. Акт выполненных работ, акт приемки объекта капстроительства, разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок.
Если сведения о подтверждающих документах есть, например, в ЕИС, то участникам достаточно направить номер записи из реестра контрактов или договоров.
4.4. Дополнительные требования по части 2.1
Если при применении конкурентных способов НМЦК, сумма НМЦК (при проведении совместного конкурса, аукциона) составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случая если установлены доптребования по ч. 2 ст. 31)устанавливает доптребование об исполнении участником (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ при условии исполнения таким участником требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.
Автор: Г.Б. Добрецов