ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 31 ЗАКОНА 44-ФЗ
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон), заказчик, в числе единых, устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона).
Во-первых, необходимо установить требование о наличии лицензии, аккредитации, членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) и другие подобные, для чего проверить, относится ли объект закупки к деятельности, требующей:
-
наличия лицензии;
-
обязательной аккредитации. Например, такой деятельностью является техосмотр транспортных средств (ч. 1 ст. 5 Закона № 170-ФЗ);
-
членства в СРО самого участника закупки либо его работников. Например, оно необходимо для оценочной или кадастровой деятельности (ст. ст. 4, 15, 15.1 Закона об оценочной деятельности, ч. 1 ст. 29, ст. 33 Закона о кадастровой деятельности).
Проверить требует ли деятельность наличия лицензии, членства в СРО или имеются иные регулирующие инструменты можно в справочных правовых системах, например, Гарант.
Подтвердить соответствие требованию, установленному по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, участник закупки может, представив документы, предусмотренные заказчиком в извещении о закупке. Необходимость указания исчерпывающего перечня таких документов вытекает из требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 и п/п «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона. Например, если от участника требуется наличие лицензии, то необходимо указать, какая именно лицензия у него должна быть. Если закупаются работы, для проведения которых нужно, например, иметь разные лицензии или быть членом разных СРО, эксперты рекомендуют установить требование об их наличии (членстве в СРО) непосредственно у подрядчика (исполнителя) таких работ. И не рекомендуют требовать, чтобы все разрешительные документы (членство во всех СРО) были у участника закупки, поскольку это может привести к ограничению количества участников закупки. Вместе с тем лицо, с которым заключен контракт, может привлечь к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей), которые имеют необходимые лицензии (являются членами соответствующих СРО). Например, если закупаются работы по разработке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий, рекомендуется установить к участнику закупки требование о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
В каком случае требовать выписку из СРО? - Когда закупаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 10 млн. руб., заказчик должен установить требование, что участник закупки состоит в саморегулируемой организации. Исключение –случаи, когда членство СРО не нужно согласно ч.2.2 ст. 52 ГрК. Заказчик указывает в извещении, что участники должны подтвердить членство СРО (в составе заявки участники представляют выписку из реестра членов СРО (ст. 46.8, 52, 55.17 ГрК). Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор приказом от 04.03.2019 № 86. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, заказчик запрашивает данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки – один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст.55.17 ГрК).
Для закупок с НМЦК меньше 10 млн. руб. есть особое правило. Требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 ГрК). Предельная НМЦК увеличена с 01.05. 2022 (Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ).
Если установлено требование о выписке из реестра членов СРО, то указывается что:
1. СРО должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.
2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки.
Если для исполнения контракта требуется использовать результат интеллектуальной деятельности, а правообладатель в соответствии с п. 1 ст. 1229, ст. 1235 ГК РФ установил требование об использовании этого результата интеллектуальной деятельности лишь на основании лицензии, следует предусмотреть требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.
Если в объект закупки входят как лицензируемые, так и нелицензируемые виды деятельности, требовать от участника закупки лицензию нельзя (Письмо Минфина России от 20.07.2020 № 24-02-08/63342, Решения ФАС РФ от 15.11.2016 по делу №, от 20.10.2016 по делу №, от 06.09.2016 № КГОЗ-403/16).
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в том числе подтверждение соответствия установленным в извещении требованиям к участникам закупки.
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона (ч. 8 ст. 31 Закона). К сожалению, общего списка всех реестров лицензий нет. Нужно исходить из того, какая именно лицензия требуется. Для каждого вида деятельности реестр лицензий ведет профильное ведомство. Например, реестр лицензий на охрану размещен на сайте Росгвардии, по пожарной безопасности - МЧС и т.д.
Есть сервис проверки лицензий на сайте Госуслуг.
Во-вторых, для исполнения запрета совершать сделки с лицами, в отношении которых приняты российские санкции, и подконтрольными им организациями необходимо установить такие требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, в соответствии с которым участниками закупки не могут быть указанные лица (Письмо Минфина России от 09.06.2022 № 24-06-06/54846).
Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам госвласти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией РФ совершать сделки (в т.ч. заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
Соответствие участника закупки установленным в извещении требованиям Указа № 252, а также принятого в его реализацию постановления Правительства РФ (далее – ПП РФ) от 11.05.2022 № 851 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (нотариальной копии выписки) (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (нотариальной копии выписки) (для индивидуального предпринимателя (далее - ИП), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица). (То есть документами, уже включающимися в заявку в соответствии с п/п «д», «ж», «з» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона).
Если участник включен в Перечень лиц, находящихся под российскими санкциями (перечень утвержден ПП РФ от 11 мая 2022 г. № 851), комиссия по закупкам отклоняет его заявку (ч. 8 ст. 31, п. 2 ч. 12 ст. 48, п/п «а» п. 1 ч. 5 ст. 49, п/п «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона). Вместе с тем Законом не установлено, как выявить, что участник находится под контролем (курсив наш – автор) лица, к которому применены российские санкции.
Если выявлено, что участник не соответствует требованию, установленному по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, или что он представил недостоверные сведения о своем соответствии, участника отстраняют от участия в закупке или заказчик отказывается от заключения контракта с ним в любой момент до заключения контракта (ч. 9 ст. 31 Закона). Если несоответствие участника или представление им недостоверных сведений в заявке выявлено в ходе исполнения контракта, заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке и направляет обращение в ФАС РФ для включения сведений о таком лице в РНП (п. 1 ч. 15, ч. 16 ст. 95 Закона).
Автор: Г.Б. Добрецов