ЗАКУПКА ПРОДУКЦИИ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ «ОГРАНИЧЕНИЕ ДОПУСКА» (Продолжение)
Продолжим рассмотрение национального режима «Ограничение допуска» по отношению к закупкам отдельных товаров в сфере медицины, установленных постановлениямиПравительства (далее – ПП) РФ:
от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд …»
от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Общие правила, регулирующие применение указанных нормативных правовых актов (далее – НПА):
• 1. Ограничения применяются только при конкурентных закупках. Исключение – электронные «малые» закупки.• 2. Отклоняются заявки с иностранными товарами по принципу «третий лишний» (ПП № 102, 1289) или «второй лишний» (ПП 878).
• 3. В одну закупку не объединяются товары, включенные в перечень ограничения допуска и не включенные.
• 4. Не объединять в одной закупке продукцию, которая включена в Перечень к указанным НПА и продукцию, которой в нем нет (п. 7 ПП РФ № 878; п. 2(2) ПП РФ № 102).
• 5. Проверить код на предмет наличия его в перечне по Приказу № 126н – возможно совместное применение. Если продукция одновременно подпадает под режимы «ограничение допуска» и «условия допуска» (ПП РФ № 126), сперва применяется режим ограничения допуска, потом режим условийдопуска, если заявки с иностранными товарами не отклонены (п. 2.1 ПП РФ № 102, п. 1 Приказа № 126н; письмо ФАС России от 31.10.2022 № ДФ/99397/22. Письмо Минфина России от 15.07.2022 № 24-06-06/68443).
1. Основные правила применения ограничений для медицинских изделий
Ограничение допуска иностранных медицинских изделий устанавливаются на продукцию, если она включена в перечни № 1 или № 2, утвержденные ПП РФ от 05.02.2015 № 102.
1.1. Основные правила применения ограничений для медицинских изделий из Перечня № 1 ПП РФ № 102:
• 1. Установить в извещении обязанность участника подтвердить страну происхождения товара (п. 3 ПП РФ № 102).• 2. Отклонить все заявки с предложением о поставке иностранных медизделий (за исключением медизделий из государств - членов ЕАЭС), если поданы хотя бы 2 заявки(«третий лишний»), которые:
- соответствуют требованиям извещения (документации);
- содержат предложения о поставке товаров из стран - членов ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц (п. 2 ПП РФ № 102).
Примечание: Заявка признается содержащей предложение о поставке иностранных медицинских изделий, в частности, когда хотя бы одно из них происходит не из стран - членов ЕАЭС(Письмо Минфина РФ от 13.09.2019 № 24-03-07/70602).
• 3. При исполнении контракта не допускать замены товара на иностранный (не из государства - члена ЕАЭС) и замены производителя, если все заявки с предложением иностранного товара были отклонены (п. 3(1) ПП РФ № 102).Примечание: Порядок применения ограничений при закупке изделий из Перечня № 1 подробно разъяснен в Письме Минфина РФ от 22.05.2018 № 24-03-06/47606, Минпромторга России от 22.05.2018 № ЦС-31570/19, Минздрава РФ от 29.06.2018 № 25-3/10/2-4204, ФАС России от 29.05.2018 № РП/38817/1.
1.2. Основные правила применения ограничений для медицинских изделий из Перечня № 2 ПП РФ № 102:
• 1. Указать в извещении обязанность участника подтвердить страну происхождения товара, а также процентную долю стоимости материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции актом экспертизы, выданным ТПП РФ, или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС (п. 3 ПП РФ № 102).• 2. Отклонить все заявки с предложением о поставке иностранных медизделий (за исключением медизделий из государств - членов ЕАЭС), если поданы хотя бы 2 заявки(«третий лишний»), которые:
- соответствуют требованиям извещения;
- содержат предложения о поставке товаров из стран - членов ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медизделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц;
- содержат предложения о поставке товаров, у которых процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции соответствует приведенной в Показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке медизделий, на производство которых имеется подтверждение о соответствии ГОСТ ISO 13485-2017 (п. 2 ПП РФ № 102).
• 3. Если заявки с предложением иностранного товара были отклонены, при исполнении контракта не допускать замены:- товара на иностранный (не из государства - члена ЕАЭС) или на товар, у которого процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции больше приведенной в Показателе локализации собственного производства медизделий на соответствующий год;
- производителя медизделия. (п. 3(2) ПП РФ № 102).
2. Основные правила применения ограничений допуска при закупке радиоэлектроники
Ограничение допуска иностранной радиоэлектронной продукции (далее – РЭП) устанавливаются на продукцию, если она включена в Перечень, утвержденный ПП РФ № 878.
Если код ОКПД2 из Перечня к ПП № 878 совпадает с кодом из Перечня к ПП РФ № 617, по мнению экспертов и специалистов Минпромторга РФ, нужно применять перечень с более точным кодом. Например, для кода 28.25.14.110 надо применять положения ПП РФ № 878.
Основные правила применения ограничений:
• 1. При обосновании НМЦК применять порядок, который установит Минпромторг России (за исключением закупок в рамках гособоронзаказа) (п. 6 ПП РФ № 878).• 2. При описании товара не указывать характеристики, иную информацию, не предусмотренные позицией КТРУ ( п/п. «а» п. 5Правил, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017№ 145).
• 3. Указать в извещении, что участник представляет в заявке следующие документы и (или) информацию:
- номер реестровой записи из Единого реестра РЭП и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ № 719 (для продукции, по которой установлены требования о таком количестве баллов);
- номер реестровой записи из Евразийского реестра промышленных товаров и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (для продукции, по которой установлены требования о таком количестве баллов) (п. 3(1) ПП РФ №878).
Примечание: Номера реестровых записей не представляются при закупке некоторых видов товара, например военной и специальной техники.
Важно! Если заявка не содержит названные документы и сведения, нет данных о совокупном количестве баллов или указано их совокупное количество, не соответствующее требованиям ПП РФ № 719 (Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105), считается, что заявка содержит предложение о поставке иностранной продукции (Письмо ФАС РФ от 31.10.2022 № ДФ/99397/22).
• 4. Отклонить все заявки с предложением о поставке иностранной РЭП, если подана одна заявка (или более) (правило «второй лишний»), удовлетворяющая требованиям заказчика, с предложением о поставке продукции, произведенной в стране ЕАЭС (п. 3 ПП РФ №878).• 5. При исполнении контракта не допускать замены РЭП на продукцию, страной происхождения которой не являются государства - члены ЕАЭС (п. 8 ПП РФ № 878).
Ограничения допуска при закупке лекарственных препаратоврассмотрим в следующей статье
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: