Закупка ремонта автомобильных дорог в соответствии с законом 44-ФЗ: формирование лота и другие вопросы
1. Формирование лота. Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) России в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон) актуализироваларазъяснения ФАС России по вопросам об определении критериев формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог.
Отметим, что законодательство РФ не содержит легального определение термина «лот». По нашему мнению, лот – объект закупки, включающий в себя набор товаров, работ, услуг, закупаемый по одному контракту (договору).
Объект закупки может:
- быть однотипным (закупка товара одного наименования в единичном или множественном количестве, услуг (работ) одного типа в различном объеме, объекта (объектов) недвижимости, аренда имущества);
- формироваться в виде лота (несколько различных наименований товаров в единичном или множественном количестве, поставка товаров при выполнении закупаемых работ, услуг, выполнение нескольких видов работ (услуг).
В рамках одной электронной процедуры продукция закупается одним лотом. В «неэлектронной» конкурентной закупке (а это только закрытые процедуры) лотов может быть несколько. В одни закрытые торги могут включаться несколько лотов, связанных, как правило, общей целью. При этом в состав одного лота входят товары, работы, услуги, технологически и функционально связанные между собой.
Одно из правил формирования лота заключается в том, что лот не должен включать в себя количество товаров, работ, услуг, которое может влиять на ограничение конкуренции(ограничивать количество участников). Например, большие объемы строительных работ.
Статьями 6 и 8 Закона обеспечение конкуренции декларировано в качестве одного из принципов контрактной системы.
С учетом указанных положений Закона, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, по мнению ФАС России, возможно выделить следующие критерии, нарушение которых свидетельствует о неправомерном формировании лота:
На выполнение работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог города
1) Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК. Здесь и далее – содержащего один лот) не должна превышать 1,2 млрд. рублей.
Для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ, численность населения, которого более 1 миллиона жителей, НМЦК не должна превышать 1,8 млрд. рублей.
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
На выполнение работ по содержанию/ремонтуавтомобильных дорог субъекта РФ
1) Для I-III климатической зоны НМЦК не должна превышать 1,2 млрд. рублей.
Для IV и Особой климатической зоны НМЦК не должна превышать 1,7 млрд. рублей.
Примечание
1 климатическая зона включает в себя Юг России (фоническая зона).
II - Запад и Северо-Запад страны, территория Приморья (субтропическая зона).
III - южные районы Сибири и часть Дальнего Востока (умеренная зона).
IV - Якутия, северная Сибирь, северные районы Дальнего востока (полярная зона).
Особая зона - Район Чукотки и Заполярье.
Для субъекта РФ, численность населения столицы которого составляет более I миллиона жителей, НМЦК не должна превышать 1,8 млрд. рублей.
Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург НМЦК не должна превышать 3,6 млрд. рублей.
2) Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым в целях формирования единообразной практики применения положений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок руководствоваться указанными критериями формирования объема лота.
Дополнительно ФАС России сообщает, что принятие решения заказчиком о формировании лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог на срок более 6 месяцев с меньшими значениями НМЦК, по мнению ФАС России, будет способствовать расширению конкуренции на данном товарном рынке и дополнительной экономии бюджетных средств.
В этой связи письмо ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 считается неактуальным.
2. Типовые условия контрактов. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 № 572 утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. http://ivo.garant.ru/#/document/406715745
Типовые условия включают в себя следующие разделы
I. Условия об обязанностях подрядчика.
II. Условия о правах подрядчика.
III. Условия об обязанностях заказчика.
IV. Условия о правах заказчика.
V. Условия о гарантии качества.
VI. Условия о цене контракта.
VII. Условия о расторжении контракта.
VIII. Условия об изменении условий контракта.
IX. Условия о приемке и оплате выполненных работ
X. Условия о казначейском сопровождении.
XI. Условия о сроке действия контракта.
XII. Условия о приостановке работ.
XIII. Условия об ответственности сторон.
XIV. Условия о досудебном порядке рассмотрения споров.
XV. Заключительные положения.
3. Вопрос о дополнительных требованиях. Нужно ли устанавливать дополнительные требования в закупке работ для муниципальных нужд по ремонту автомобильных дорог, если НМЦК составляет 5 млн. руб.?
Ответ. Дополнительные требования по постановлению Правительства (далее – ПП) РФ № 2571 не устанавливаются, если НМЦК не превышает 5 млн. руб., а закупка профинансирована из муниципального бюджета. Если НМЦК превышает 5 млн. руб.(хоть на 1 коп.), заказчик должен установить дополнительные требования по ПП РФ № 2571.
Вывод следует из п/п «а» п. 3 ПП РФ № 2571 и подтвержден практикой контрольных органов – решение Красноярского УФАС от 24.04.2023 № 024/06/106-1052/2023.
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант», Справочной системы «Госзаказ».
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: