ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА ИЛИ МАЛЫЕ ЗАКУПКИ: КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ на 2024 – 2027 гг.
Правительством РФ утверждена концепция совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закупок по пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
26.06.2024 Правительство РФ приняло распоряжение № 1636-р, которым утвердило Концепцию совершенствования закупок малого объема для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период до 2027 года.
Концепция предусматривает:
- введение единых правил регулирования малых закупок в целях оперативного осуществления таких закупок и обеспечения их централизованного учета;
- установление единых требований к информационным системам, используемых для проведения малых закупок;
- распространение контроля в сфере закупок на малые закупки;
- создание единого каталога с описанием конкретных товаров для возможности выбора наилучшего ценового предложения.
Минфину России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в месячный срок обеспечить разработку проекта плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции.
Указанным Распоряжением введен в оборот ряд терминов, среди которых:
«закупка в электронной форме» - закупка, при планировании и осуществлении которой действия участников контрактной системы в сфере закупок осуществляются путем обмена электронными документами с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) и электронных площадок;
«единый каталог конкретных товаров» - каталог, содержащий описание конкретных товаров, созданный для целей осуществления малых закупок;
«конкретный товар» - введенный в гражданский оборот товар конкретного товарного знака, и (или) торговой марки, и (или) модели;
«малая закупка» - закупка товаров, работ, услуг, осуществляемая в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (далее – Закон);
«электронный магазин» - механизм осуществления закупки в электронной форме, при котором заказчику информационными системами обеспечивается возможность в короткий срок автоматически получить определенное количество наилучших по степени выгодности для заказчика предложений участников закупки о поставке требуемого товара, выполнении требуемой работы, об оказании требуемой услуги из числа предложений, поданных участниками закупки с использованием информационных систем до начала осуществления заказчиком закупки.
Основные элементы содержания Концепции
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Малые закупки и порядок их проведения.
Законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок (за исключением закупок, осуществляемых в порядке, установленном ч. 12 ст. 93 Закона), согласно которому:
1) планирование осуществляется не в разрезе каждой закупки, а путем включения в одну строку плана-графика всех закупок по п. 4 или п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона;
2) исключена необходимость обоснования цены контракта в соответствии с требованиями ст. 22 Закона;
3) специальные требования к выбору единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены, реализация принципа обеспечения конкуренции не предусмотрена;
4) отсутствуют требования к документообороту, используемому между заказчиком и участниками закупки, что, в свою очередь, допускает возможность использования в том числе документооборота на бумажных носителях информации;
5) не применяются требования Закона, касающиеся закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов;
6) не применяются требования, касающиеся ограничений допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и предоставления преимуществ товарам российского происхождения;
7) информация о заключении и об исполнении контрактов не включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками, который ведется Федеральным казначейством в ЕИС.
Учитывая наличие в отношении малых закупок существенных исключений из общих правил осуществления иных закупок, Законом установлены следующие предельные размеры сумм малых закупок в 600 тыс. руб. при этом годовой объем не должен превышать:
при осуществлении закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона - 10% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика и 50 млн. рублей, при этом:
- указанные ограничения не применяются в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
- заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, вправе не руководствоваться предельным размером суммы малой закупки;
при осуществлении закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона (отдельными видами заказчиков в сферах культуры, образования, науки, физической культуры и спорта) - 50% СГОЗ заказчика и 30 млн. руб.
Пунктом 12 приложения № 3 к Протоколу к Договору установлено, что государства - члены Евразийского экономического союза должны стремиться к минимизации предельных размеров сумм малых закупок, их годового объема в целях расширения доступа потенциальных поставщиков к таким закупкам.
Принимая во внимание упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок, учет их объемов затруднен. По информации, содержащейся в планах-графиках закупок, в 2023 году планировалось осуществить малых закупок на сумму 1,3 трлн. рублей, что составляет около 10% общего объема закупок, планировавшихся к осуществлению в 2023 году.
На основании изложенного отмечается тенденция к увеличению размеров сумм малых закупок и их годового объема. Основным обоснованием увеличения указанных размеров являлось расширение возможностей заказчиков оперативно осуществлять закупки в упрощенном порядке без применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих выполнения определенных Законом процедур.
Раздел III. Опыт регулирования малых закупок. Раздел включает в себя подразделы:
1. Автоматизация малых закупок на федеральном уровне.
2. Автоматизация малых закупок на региональном уровне.
Раздел IV. Цель и задачи совершенствования регулирования малых закупок. Раздел включает в себя подразделы:
1. Основные проблемы действующего регулирования малых закупок.
Целью совершенствования регулирования малых закупок является введение в законодательство о контрактной системе в сфере закупок единых правил их осуществления, которые обеспечат заказчикам возможность оперативно удовлетворить потребности в товарах, работах, услугах по наименьшей цене, расширят участникам закупки доступ к участию в таких закупках, обеспечат централизованный учет и прослеживаемость их осуществления, а также возможность создания цифровой платформы малых закупок, обеспечивающей взаимодействие всех участников закупок и информационных систем, используемых для проведения малых закупок, в масштабах всей страны.
2. Меры по выполнению задачи унификации порядка проведения малых закупок в электронной форме.
3. Меры по выполнению задачи создания и ведения единого каталога конкретных товаров и использования цифрового паспорта промышленной продукции.
4. Меры по выполнению задачи установления единых требований к функционированию информационных систем, используемых для проведения малых закупок.
5. Меры по выполнению задачи определения случаев, при которых допускается осуществление малых закупок с использованием бумажного документооборота.
С текстом Распоряжения можно ознакомиться по адресу: https://ivo.garant.ru/#/document/409274562
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: