Закупки продукции в сфере медицины: национальный режим “запрет допуска”
Запрет закупок в контрактной системе установлен двумя НПА:
2. ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Основные правила применения национального режима запрета закупок, ПП РФ № 616
• 1. Запрет действует как на конкурентные закупки, так и на закупки у единственного поставщика.• 2. Запрет имеет приоритет и не применяется совместно с ограничениями и условиями допуска.
• 3. Все заявки с иностранными товарами отклоняются, кроме случаев, если закупка подпадает под исключения. Заявки отклоняются (участники отстраняются), если не подтверждено соответствие товара условиям запрета.
• 4. Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров установленным требованиям участник в составе заявки декларирует номера реестровых записей:
- из реестра российской промышленной продукции (для российских товаров), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий);
- из евразийского реестра промышленных товаров (для товаров ЕЭАС), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий).
• 5. Не допускается объединение в одну закупку промышленных товаров из перечня с запретом и товаров, не включенных в него.
• 6. По общему правилу запрет можно не устанавливать, когда товар не производят в РФ или государствах - членах ЕАЭС. Неприменение запрета нужно обосновать.
• 7. При исполнении контракта не допускается замены товара, указанного в Перечне к ПП № 616, товарами из иностранного государства, кроме случая, когда он происходит из страны ЕАЭС (п. 13 ПП №616).
• 8. В извещении заказчиком указываются характеристики товара, идентичные тем, которые представлены в Минпромторг России для получения разрешения на закупку иностранного товара. Нельзя устанавливать дополнительные характеристики (касающиеся функционального назначения или выполняемых функций, области применения, качественных характеристик), отсутствующие в разрешении (См. п. 11 ПП РФ № 616, ПисьмоМинпромторга, ФАС от 12.08.2022 УА-77839/12, ПИ/76184/22).
В извещении также указывается, что для подтверждения соответствия товара установленному запрету участник указывает (декларирует) в заявке номера реестровых записей (п. 10 ПП №616):
- в отношении товаров из РФ - из Реестра российской промышленной продукции, а при закупке товаров из п. п. 22 - 27, 29 Перечня - из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Помимо этих номеров участник отражает также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено ПП РФ № 719 (для продукции, в отношении которой есть требование о таком количестве баллов);
- в отношении товаров из ЕАЭС - из Евразийского реестра промышленных товаров. Кроме того, участник должен привести информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105 (для продукции, в отношении которой есть соответствующее требование).
Важно!
В обоих случаях информацию о номерах реестровых записей и совокупном количестве баллов нужно включить в контракт.
Если участник не укажет в заявке совокупное количество баллов или отразит их количество, которое не соответствует требованиям ПП РФ № 719 (Решения Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105), считается, что его заявка содержит предложение о поставке иностранных товаров (п. 10 ПП № 616).
Если код товара есть в списке, заказчик закупает только российскую продукцию или продукцию из ЕАЭС. Если участник закупки предложит иностранный товар, заявка отклоняется. Запреты распространяются также на продукцию, которую поставляют при выполнении работ или услуг, и товары, передаваемые в лизинг (п. 4 ПП № 616).
Запрет не применяется в том числе:
- если производства товара в России нет;
- закупается товар стоимостью единицы до 300 тыс. руб. и суммарная стоимость закупки менее 1 млн. руб. (не применяется к товарам из п. 19–21, 28, 50, 142 и 145 перечня);
- необходимо обеспечить взаимодействие товаров из-за несовместимости с другими товарными знаками (не применяется к товарам из п. 40–43, 70–76, 78–86, 94–117, 134 перечня);
Отсутствие производства товара в России подтверждается разрешением Минпромторга РФ. В извещении в разделе о запретах указывается, что заказчик не применяет запрет, так как имеет разрешение Минпромторга.
(Извлечение в части медицинских изделий)
ПЕРЕЧЕНЬ
промтоваров, происходящих из иностранныхгосударств в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок
№№ п/п |
Код по ОКПД 2 |
Наименование товара |
29 |
27.40.39 |
Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки (за исключением медицинских изделий) |
101 |
|
Автомобили скорой медицинской помощи |
142 |
|
Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включен-ные в другие группировки (только в отношении медицинских масок) |
145 |
|
Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок) |
|
Примечание: Согласно письму Минпромторга РФ от 02.07.2021 N 55485/13 в соответствии с приложением к ПП № 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС) для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в части, касающейся средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД), установлен только в отношении медицинских масок с кодами по ОКПД 2 35.50.50.190 и 32.99.11.160. Документом технического регулирования для медицинских масок является ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», а единственным документом, разрешающим законное обращение данного вида продукции на территории РФ, является регистрационное удостоверение, выданное Росздравнадзором. Вместе с тем - СИЗОД, выпускаемые по ГОСТ 12.4.294-2015 (респираторы), к медицинским маскам не относятся, в связи с чем под действия запрета ПП № 616 не попадают. |
|
147 |
|
Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (далее – НКМИ) - 293640; 293630; 293700; 293780; 293540; 293760; 293480; 293400 <*> |
<*> При применении настоящего перечня в отношении товара, указанного в пункте 147, следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД 2, так и кодом вида медицинского изделия в соответствии с НКМИ, утвержденной приказом Минздрава РФ.
Использованы материалы СПС «КонсультантПлюс», СПС «Гарант»
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: