Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 551-52-41

ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
05.05.2022

Понятие «закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан» не новое для российского закупочного права. С 2014 года в Законе № 44-ФЗ действовала статья 76, предусматривающая проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. С небольшими изменениями указанная статья сменила форму запроса котировок на электронную и с «оптимизационным пакетом» перешла в редакцию Закона от 01.01.2022 года.

Как и ранее, запрос котировок на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, не имел ценового ограничения, но мог применяться только в ограниченных случаях:

- если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусматривающее в том числе отмену протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением ранее заключенного контракта;

- ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут в соответствии с Законом.

Как и ранее, такая закупка имела статус «спасательного круга»: срок исполнения контракта не мог выходить за пределы срока, необходимого для определения поставщика таких товаров, а количество закупаемых товаров не моглопревышать количество товаров, необходимых в течение такого срока (Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 2, п/п «а»).

При этом в 2021 году в статью 3 Закона был введен пункт 8.3 части 1, вступивший в силу 01.01.2022, который определял дефиницию «контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан». 

Федеральный закон 104-ФЗ от 16.04.2022 внес существенные изменения в объем товаров для нормального жизнеобеспечения граждан и отменил ограничения на эти закупки. 

С 16 апреля 2022 года заказчики вправе без ценовых и иных ранее действовавших ограничений и условий закупать  товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан, отсутствие которых приведет к нарушению такого нормального жизнеобеспечения граждан.

Что включает в себя перечень таких товаров?

К товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан, вышеуказанный пункт 8.3 статьи 3 относит: 

- продовольствие;

- средства, необходимые для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;

- лекарственные средства;

- медицинские изделия;

- технические средства реабилитации;

- топливо.

Напомним, что по общему правилу запрос котировок в электронной форме проводится при соблюдении следующих ограничений: 

- начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей;

- годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей(Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 1). 

При этом закупка электронным запросом котировок товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, в числе других «особых» запросов котировок в электронной форме, осуществляется без таких ограничений - независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона (Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 2).

Оценивая преимущества запроса котировок в электронной форме (в том числе, и рассматриваемого типа запроса котировок)  некоторые эксперты к таковым относят еще и то, что несостоявшийся запрос котировок не требует согласования с контрольным органом заключения контракта по результатам несостоявшейся закупки, о чем сказано впункте 4 части 5 статьи 93 Закона.

Действительно пункт 4 части 5 статьи 93 предусматривает в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурсом или аукционом несостоявшимся возможность заключенияконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1статьи 93 Закона по согласованию с контрольным органом, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ.

Требуется некоторое уточнение о возможности закупки у единственного поставщика при несостоявшейся конкурентной процедуре. Как предусмотрено общей нормой - частью 8 статьи 52 Закона, в…«случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 настоящей статьи (то есть четыреслучая отсутствия единственного участника – прим. автора), заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ». И в пункте 25 части 1 статьи 93 ссылка на эту часть 8 статьи 52 Закона имеется.   

Обратившись к специальной норме статьи 50 «Проведение электронного запроса котировок» - части 7 регулирующей порядок заключения контракта в случае, если электронный запрос котировок признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 52 Закона (то есть все шесть случаев: как наличие единственногоучастника, так и отсутствие участников) увидим, что «такой запрос котировок проводится с учетом особенностей, установленных частями 6 и 7 статьи 52 Закона 44-ФЗ».  

Часть 6 ст. 52 Закона устанавливает, что если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 ст. 52 Закона (то есть имеется единственный и надлежащий участник), контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93Закона в порядке, установленном Законом. А часть 7 ст. 52 Закона устанавливает порядок протоколирования. 

Однако, как заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона при отсутствии единственного участника конкурентной закупки(что особо интересует заказчиков) в соответствии с частью 8 статьи 52 Закона - неясно. Таким образом, к сожалению, в Законе имеется некоторая правовая неопределенность применения части 8 статьи 52 – заключения контракта в случае несостоявшейся конкурентной процедуры по причине отсутствия заявок, отклонения всех заявок, уклонения победителя от заключения контракта или отказа заказчика от контракта (пункты 3 – 6 части 1 ст. 52 Закона). Будем ждать формирования правоприменительной практики или изменений в Законе.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку