Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

ЗАКУПКИ ТОВАРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН
05.05.2022

Понятие «закупки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан» не новое для российского закупочного права. С 2014 года в Законе № 44-ФЗ действовала статья 76, предусматривающая проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан. С небольшими изменениями указанная статья сменила форму запроса котировок на электронную и с «оптимизационным пакетом» перешла в редакцию Закона от 01.01.2022 года.

Как и ранее, запрос котировок на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, не имел ценового ограничения, но мог применяться только в ограниченных случаях:

- если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об устранении нарушения законодательства РФ или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, предусматривающее в том числе отмену протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением ранее заключенного контракта;

- ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут в соответствии с Законом.

Как и ранее, такая закупка имела статус «спасательного круга»: срок исполнения контракта не мог выходить за пределы срока, необходимого для определения поставщика таких товаров, а количество закупаемых товаров не моглопревышать количество товаров, необходимых в течение такого срока (Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 2, п/п «а»).

При этом в 2021 году в статью 3 Закона был введен пункт 8.3 части 1, вступивший в силу 01.01.2022, который определял дефиницию «контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан». 

Федеральный закон 104-ФЗ от 16.04.2022 внес существенные изменения в объем товаров для нормального жизнеобеспечения граждан и отменил ограничения на эти закупки. 

С 16 апреля 2022 года заказчики вправе без ценовых и иных ранее действовавших ограничений и условий закупать  товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения граждан, отсутствие которых приведет к нарушению такого нормального жизнеобеспечения граждан.

Что включает в себя перечень таких товаров?

К товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан, вышеуказанный пункт 8.3 статьи 3 относит: 

- продовольствие;

- средства, необходимые для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;

- лекарственные средства;

- медицинские изделия;

- технические средства реабилитации;

- топливо.

Напомним, что по общему правилу запрос котировок в электронной форме проводится при соблюдении следующих ограничений: 

- начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей;

- годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей(Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 1). 

При этом закупка электронным запросом котировок товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, в числе других «особых» запросов котировок в электронной форме, осуществляется без таких ограничений - независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 части 10 статьи 24 Закона (Закон. Ст. 24, ч. 10, п. 2).

Оценивая преимущества запроса котировок в электронной форме (в том числе, и рассматриваемого типа запроса котировок)  некоторые эксперты к таковым относят еще и то, что несостоявшийся запрос котировок не требует согласования с контрольным органом заключения контракта по результатам несостоявшейся закупки, о чем сказано впункте 4 части 5 статьи 93 Закона.

Действительно пункт 4 части 5 статьи 93 предусматривает в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурсом или аукционом несостоявшимся возможность заключенияконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1статьи 93 Закона по согласованию с контрольным органом, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ.

Требуется некоторое уточнение о возможности закупки у единственного поставщика при несостоявшейся конкурентной процедуре. Как предусмотрено общей нормой - частью 8 статьи 52 Закона, в…«случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 части 1 настоящей статьи (то есть четыреслучая отсутствия единственного участника – прим. автора), заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ». И в пункте 25 части 1 статьи 93 ссылка на эту часть 8 статьи 52 Закона имеется.   

Обратившись к специальной норме статьи 50 «Проведение электронного запроса котировок» - части 7 регулирующей порядок заключения контракта в случае, если электронный запрос котировок признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 52 Закона (то есть все шесть случаев: как наличие единственногоучастника, так и отсутствие участников) увидим, что «такой запрос котировок проводится с учетом особенностей, установленных частями 6 и 7 статьи 52 Закона 44-ФЗ».  

Часть 6 ст. 52 Закона устанавливает, что если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 ст. 52 Закона (то есть имеется единственный и надлежащий участник), контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93Закона в порядке, установленном Законом. А часть 7 ст. 52 Закона устанавливает порядок протоколирования. 

Однако, как заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 25 части 1 статьи 93 Закона при отсутствии единственного участника конкурентной закупки(что особо интересует заказчиков) в соответствии с частью 8 статьи 52 Закона - неясно. Таким образом, к сожалению, в Законе имеется некоторая правовая неопределенность применения части 8 статьи 52 – заключения контракта в случае несостоявшейся конкурентной процедуры по причине отсутствия заявок, отклонения всех заявок, уклонения победителя от заключения контракта или отказа заказчика от контракта (пункты 3 – 6 части 1 ст. 52 Закона). Будем ждать формирования правоприменительной практики или изменений в Законе.


Автор: Г.Б. Добрецов

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку