Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Закупки у СМП и СО НКО. Как комиссии заказчика не ошибиться в допуске участника.

Закупки у СМП и СО НКО. Как комиссии заказчика не ошибиться в допуске участника
08.11.2022

Ранее мы рассматривали вопрос закупки у СМП, СО НКО и отметили, что в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ (далее – Закон) заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СО НКО в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона, путем:

1) проведения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СО НКО (пункт 1 части 1 ст. 30 Закона) или

2) осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона (привлечение через субподряд).

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными выше в пункте 1 ч. 1 ст. 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (часть 3 ст. 30 Закона). И, соответственно, в статье 42 Закона указано, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 ст. 30 Закона (пункт 14 ч. 1 ст. 42 Закона)

А в соответствии со ст. 43 Закона «заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать», в том числе, декларацию о принадлежности участника закупки к СО НКО в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 ст. 30 Закона (пункт «л» части 1 ст. 43 Закона). При этом  информация и документы, предусмотренные подпунктами «а» - «л» пункта 1 части 1 ст. 43 Закона, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой (пункт 2 ч. 6 ст. 43).

Представляется необходимым рассмотреть вопрос, кто же и на каком этапе должен проверить, что участник является СМП или СО НКО?

В соответствии со статьей 31 Закона комиссия по осуществлению закупок проверяет (то есть, обязана проверить) соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона установлены дополнительные требования). 

Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 ст. 31, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 ст. 31 Закона. 

Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 (часть 8 ст. 31 Закона). 

Проанализировав части 1, 1.1, 2, 2.1 мы не найдем там указания на принадлежность к СМП, СО НКО, а в части 8 статьи 31 Закона обязанности или права закупочной комиссии проверять это соответствие. 

Итак, комиссия не проверяет указанное соответствие? Рассмотрим практику. Закупочная комиссия отклонила заявку участника из-за отсутствия декларации о принадлежности к СМП и СО НКО. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2022 заявка Общества, поданная на участие в электронном запросе котировок, «не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном запросе котировок по причине: участником не предоставлена декларация о принадлежности участника электронного запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, на момент подачи заявки участником электронного запроса котировок, сведения о данном участнике отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованном на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети "Интернет" https://rmsp.nalog.ru».

Астраханское УФАС (решение от 30.06.2022 № 030/06/50-745/2022) посчитало это нарушением. Контролеры отметили: факт отнесения участника к СМП проверяет оператор электронной площадки, комиссия заказчика на это не уполномочена.

Комиссия УФАС указала, из Закона о контрактной системе следует, что факт отнесения участника на момент подачи заявки на участие в электронных закупках к СО НКО проверяет оператор электронной площадки, опираясь на реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko). Если участник присутствует в реестре - заявка допускается к подаче, если нет - заявка возвращается (п/п «к» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона).

В случае, если оператором электронной площадки направлена заявка участника для дальнейшего рассмотрения комиссией заказчика, то комиссия заказчика не уполномочена оценивать относится ли участник на момент подачи заявки на участие в электронных закупках к социально ориентированной некоммерческой организации.

К такому же выводу приходило Кемеровское УФАС (решение от 16.03.2022 по делу № 042/06/69-266/2022). Из Закона № 44-ФЗ, - отметила комиссия УФАС,- следует, что факт отнесения участника на момент подачи заявки на участие в электронных закупках к СМП проверяет оператор электронной площадки, опираясь на Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ofd.nalog.ru). Если участник присутствует в реестре - заявка допускается к подаче, если нет - заявка возвращается (п/п «к» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона).

В случае, если оператором электронной площадки направлена заявка участника для дальнейшего рассмотрения комиссией заказчика, то комиссия заказчика не уполномочена оценивать относится ли участник на момент подачи заявки на участие в электронных закупках к СМП.

На основании вышеизложенного, комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что комиссией заказчика допущено нарушение части 3 ст. 43 Закона, выразившееся в отклонении участника закупки в связи с непредоставлением информации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства.

Вывод. Закупочная комиссия заказчика не проверяет соответствие участника статусу СМП, СО НКО. Это делает оператор электронной площадки.


Автор: Г.Б. Добрецов



Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку