Запрет на закупку импортных медицинских масок
Пандемия коронавируса не заканчивается, а значит потребность в медицинских масках по-прежнему очень высока. С 25 декабря 2020 года вступил в силу запрет на закупку импортных медицинских масок (кроме медицинских масок, произведенных на территории стран, входящих в Евразийский экономический союз). Этот запрет установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 № 2241 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616».
При этом, данный запрет распространяется на закупки при любой начальной (максимальной) цене контракта, так как медицинские маски исключены из подпункта б) пункта 3 Постановления № 616, где указано, что запрет не распространяется на закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тысяч рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 миллиона рублей.
Есть два очень важных момента, касающиеся данного запрета, о которых заказчики очень часто забывают, что может привести к нарушениям и последующему привлечению должностных лиц к административной ответственности.
Первый момент – это подтверждение страны происхождения. В соответствии с Постановлением № 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции, а подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции. Подтверждающим документом является выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров. Таким образом просто указания наименования страны происхождения медицинских масок или регистрационного удостоверения недостаточно!!! Сведения о закупаемых масках должны быть в одном из реестров, иначе данные медицинские маски считаются иностранными.
Второй момент – способы определения поставщиков, на которые распространяется этот запрет. Так вот, запрет распространяется абсолютно на все предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ способы определения поставщиков, в том числе на закупки у единственного поставщика. Таким образом, закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ и даже закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ также попадают под этот запрет. В этом случае выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции предоставляется поставщиком на этапе исполнения контракта (договора). И только в этом случае медицинские маски будут считаться российскими (или ЕАЭС). Данная позиция подтверждается письмом Минпромторга России от 24.07.2020г. № ПГ-12-9638, а также разъяснениями, опубликованными на сайте Минпромторга России по адресу https://gisp.gov.ru/.
Следите за нашими статьями и заметками, и вы будете в курсе последних изменений законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также найдете полезные практические советы и алгоритмы.