Распространенные ошибки и нарушения законодательства РФ по разработке и принятию организациями и компаниями мер по предупреждению и противодействию коррупции
В результате изучения официальных сайтов организаций, предприятий и компаний, а также представленных ими материалов (сотрудники (персонал) которых повышали квалификацию по указанной выше образовательной программе Академии «ФАДО»), нами сформирована база наиболее распространенных ошибок, нарушений законодательства РФ, методических указаний в части организации мер по предупреждению и противодействию коррупции.
В этой связи, всем заинтересованным руководителям государственных органов и организаций, частных компаний и ответственным за организацию работы по предупреждению и противодействию коррупции академия представляет цикл статей с результатами проведенного анализа.
Анализ № 1 посвящен наиболее распространенным ошибкам и нарушениям руководителями установленного порядка реализации мер по предупреждению и противодействию коррупции в государственных организациях.
В целом, все ошибки и нарушения законодательства РФ по разработке и принятию руководителями организаций мер по предупреждению и противодействию коррупции подразделяются на две части. Первая часть, это ошибки и нарушения в части соблюдения процедур внедрения механизмов предупреждения и противодействия коррупции, вторая часть, это ошибки и нарушения в части формирования содержания обязательной локальной нормативно-правовой базы конкретной организации.
Основные процедурные ошибки:
ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ п/п |
ПРОЦЕДУРА |
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ |
НАРУШЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ |
СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ПРОЦЕДУРЫ |
НПА (нормативно-правовой акт) |
да/нет |
да/нет |
да/нет |
|||
1. |
Издание ПРИКАЗА о: определении подразделения и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений |
да |
нет |
нет |
ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
2. |
Закрепление в трудовых договорах (контрактах), должностных инструкциях положений о конкретных обязанностях должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. Памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование» (разработаны Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) |
3. |
Издание ПРИКАЗА о: разработке должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений проекта антикоррупционной политики как документа |
нет |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
4. |
Коллегиальное рассмотрение документа – «Антикоррупционная политика организации» и закрепление принятого решения протоколом |
нет |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
5. |
Издание ПРИКАЗА о: формировании Комиссии по противодействию коррупции |
да |
да |
да |
Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. «821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» |
6. |
Издание ПРИКАЗА о: разработке и внедрении должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений стандартов и процедур противодействия коррупции в организации |
да |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
7. |
Издание ПРИКАЗА о: разработке проекта и коллегиальном рассмотрении кодекса этики и служебного поведения работников (сотрудников) |
да |
да |
да |
«Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) |
8. |
Коллегиальное рассмотрение документа – «Кодекса этики и служебного поведения работников (сотрудников) организации» и закрепление принятого решения протоколом |
да |
да |
да |
«Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) |
9. |
Издание ПРИКАЗА о: разработке и коллегиальном рассмотрении положений о противодействии коррупции |
нет |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
10. |
Коллегиальное рассмотрение положений о противодействии коррупции и закрепление принятых решений протоколом |
нет |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
11. |
Издание ПРИКАЗА о: направлении на обучение (повышение квалификации) должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений и организацию ими консультирования работников (служащих, сотрудников) по вопросам противодействия коррупции в организации |
да |
да |
нет |
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» |
12. |
Издание ПРИКАЗА о: разработке и утверждение плана реализации антикоррупционных мероприятий в организации |
да |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
13. |
Издание ПРИКАЗА об: организации и проведении внутреннего аудита соблюдения требований антикоррупционной политики за 20….. год |
да |
нет |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
14. |
Коллегиальное рассмотрение и утверждение документа по результатам аудита, (доклад, справка, представление, акт и др.). |
нет |
да |
нет |
Министерство труда и социальной защиты РФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г. |
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что наиболее узким местом в начале организации мероприятий по противодействию коррупции является недостаточное внимания к коллегиальному рассмотрению и документальному фиксированию принимаемых документов, посвященных противодействию коррупции в организациях.
В части наполнения разделов официального сайта государственных органов, организаций, компаний иных форм собственности, то в данном случае мы сталкиваемся чаще всего с нарушениями Приказа Минтруда России от 26.07.2018 № 490н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», где подробно и методично определено и местонахождение соответствующего раздела и его содержание.
Уважаемые коллеги, вопросы, связанные с ошибками и нарушениями законодательства РФ о противодействии коррупции в части формирования содержания официальных сайтов, локальной нормативно-правовой базы государственных организаций мы рассмотрим в следующей статье (АНАЛИЗ № 2).