Артикуляционная диспраксия
Артикуляционная диспраксия-нарушение организации произвольных движений при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата.
Данный термин не является самостоятельным нарушением. Диспраксия один из симптомов речевых нарушений. Проявляется в том, что ребенок не может повторить или самостоятельно воспроизвести серию артикулем или отдельные артикуляционные позы.
В нейропсихологии используется термин «праксис». Праксис-это способность совершать целенаправленные движения по заданному плану.
Движения (праксис) делятся на два вида:
1. Кинестетические (воспроизведение одной позы)2. Кинетический (воспроизведение серии движений)
Мы должны четко понимать, что за произношение звука и за произношение слога и серии слогов отвечают разные зоны головного мозга. Именно поэтому дети могут произносить поставленный звук, но слог так и не появляется.Мы можем наблюдать данное проявление в момент появление речевой активности у неговорящего ребенка или при работе с дислалией. Произнести звук, не значит произнести слог. Может потребоваться значительное количество времени для переходаот звука к слову.
Формирование произвольного внимания, познавательной активности, развитие крупной моторики (моторного планирования и выполнения) является важным звеном в коррекции артикуляционной диспраксии.