Буллинг в начальной школе
Буллинг (от английского bullying – значит издевательство, «травля») – это издевательство, агрессия детей друг против друга. Соперничество всегда являлось частью жизни человека. Как отметил С. Г. Кара-Мурза, невозможно развиваться без соперничества и без конфликтов. Однако надо понимать, что разрешение конфликтов может быть конструктивным, посредством компромисса и даже сотрудничества конфликтующих сторон. В ходе соперничества, оппоненты могут прийти к выводу, что объединившись, результат их совместной деятельности будет наиболее эффективным и ярким. Но это идеальная ситуация и, к сожалению, довольно редкая.
В нашей работе мы рассмотрим механизм появления буллинга, предпосылки агрессивного поведения детей в начальной школе, виды буллинга и его проявления.
Чаще мы наблюдаем деструктивные решения конфликтов. В школьной среде – это, как правило, буллинг, травля. Наиболее агрессивные дети, испытывают определенные напряжения. И находят разрядку наиболее простым методом. Они «травят» слабых и, получая удовлетворение от своего превосходства, снимают эти напряжения. Представьте себе картину, агрессивный и задиристый, но при этом физически развитый и целеустремленный школьник дружит и сотрудничает со слабым, инфантильным, но при этом творческим ребенком. Результат работы этого тандема всех приятно удивит. Но такое бывает, к сожалению, крайне редко. Так устроен человек. Намного проще пойти по пути агрессии. В школьной среде необходимо вмешательство взрослых (педагоги, родители). Ведь результатом«буллинга» может быть продолжительная депрессия, резкое снижение самооценки, а может быть и суицид.
Предпосылки буллинга:
1. Не благополучная семья.2. Генетика.
3. Авторитарный стиль воспитания в семье.
4. Закрытый стиль общения между членами семьи.
5. Недостаточный уровень материального положения.
6. Трудности возникшие, но не разрешенные в дошкольный период.
Это характерно как для агрессора, так и для жертвы. В неблагополучной семье, ребенок будет испытывать недостаток внимания, любви. Он будет одинок с самого раннего возраста. Блокировка аффилиации личности вызывает фрустрацию (от латинского frustratio – «уничтожение замыслов», психическое состояние невозможности удовлетворения потребностей), что вызывает напряжения, тревожность. «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам». Так Генри Мюррей описывал мотив аффилиации. От английского affiliation – «соединение, связь». Фрустрированный, одинокий и тревожный ребенок ищет эту любовь, привязанность. Деструктивность этих поисков обусловлена отсутствием жизненного опыта. Генетика является своего рода вектором направленности этих поисков. Сильный и физически развитый ребенок будет решать проблему одиночества во вне, слабый «внутри себя», в фантазиях и мечтах.
Следующий момент - это дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ). Попадая в ДОУ, ребенок испытывает стресс. Работа педагогического персонала напрямую влияет на развитие личности ребенка внутри нового для него коллектива. Соответственно на его поведение в группе. Недостаточность внимания педагогического состава, недооценивание конфликтной ситуации влечет за собой последующее негативное поведение ребенка.
Виды буллинга:
1. Вербальный. Или другими словами, словесный. Это насмешки, сплетни, оскорбления, угрозы. Дети, подвергающиеся вербальному буллингу, как правило, замкнутые, скрытные, с нарушением аппетита и сна.2. Физический. Пинки, удары, плевки, подножки, любое действие, причиняющее боль или унижающее достоинство человека. Ребенок зачастую не рассказывает родителям о том, что с ним происходит. Здесь важно быть внимательным и наблюдать за ребенком. Тревожным звонком может стать появление царапин, синяков, порванной одежды.
3. Социальный. Запугивание с применениемтактики изоляции, например, объявление бойкота, рассылка компрометирующих видео и т.д. Следите за изменением настроения ребенка, его попытками остаться в одиночестве, проявлению депрессивных элементов поведения.
4. Кибербулинг. Это постоянное обвинение, направленное на жертву с использованием оскорбительных выражений, записок, сообщений, социальных сетей. У таких детей сниженный фон настроения, высокий уровень тревожности, проявляет нежелание ходить в школу.
В современном мире проблема буллинга обозначилась наиболее остро, поскольку с «помощью» сети internet «травля» в школьной среде получила широкий охват и скорость распространения.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: