Через раннюю помощь к инклюзии
В семье появился малыш, все очень долго ждали этого события. Но уже в первые дни или месяцы его жизни родители и врачи чувствуют, что что-то не так. Ребенок не реагирует на звуки, не улыбается, не пытается поднять голову, перевернуться, присесть, пойти. Бывает и так, что особенности развития ребенка выявляются сразу в момент его рождения, а первые медицинские исследования и манипуляции подтверждают нарушение. Родителям в этот момент очень сложно. Их представления о прекрасном родительстве подвергаются испытанию. Поэтому очень важно поддержать семью именно в этот момент. Периодустановления диагноза ребенка один из самых драматичных. И ребенку, и семье в этот момент нужна помощь специалистов педагогического профиля, а не только медиков, как это считалось традиционно.
Психолого-педагогическая помощь ребенку и его семье в первые месяцы и годы жизни это залог того, что он не окажется в системе общественного воспитания, что период высочайшей пластичности нервной системы (до 3 лет) будет использован для максимальной компенсации нарушенных функций, что развитие основных функций (движение, речь) будет проходить на фоне сензитивных периодов. Поэтому первые 1000 дней жизни ребенка сегодня рассматривают как «окно возможностей». ЮНИСЕФ проводит кампанию «С первых дней жизни», которая направлена на повышение осведомленности о важности здорового развития мозга в первые годы жизни.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых доказано, что успешность включения ребенка на этапе школьного обучении во многом определяется эффективностью психолого-педагогической работы в первые годы жизни ребенка. Раннее выявление и ранняя комплексная помощь ребенку и его семье с первых лет или даже месяцев жизни ребенка позволяют профилактироватьпоявление дальнейших отклонений в развитии, в том числе социальной дезадаптации, стимулировать развитие, содействовать формированию компетентности родителей. Зарубежный уже более чем 30-летний опыт реализации программ ранней помощи демонстрирует их высокую экономическую эффективность. Известно, что каждый доллар, вложенный в программы ранней помощи, экономит семь долларов на этапе школьного обучения.
Обратимся к определению понятия «ранняя помощь детям и их семьям». Это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Современный подход к реализации программ ранней помощи определяется изменением традиционной практики взаимодействия субъектов сопровождения. В данном случае мы говорим о взаимодействии специалистов с ребенком младенческого и раннего возраста и его родителями. Традиционно ребенок этого возраста выступал объектомвоздействий специалистов (медиков, педагогов). Однако современные психологические представления говорят о том, что ребенок уже с момента рождения является субъектом познания окружающего мира. А значит его обучение будет гораздо эффективнее при опоре на инициативу, собственную активность и вовлеченность. Поэтому реализация программ ранней помощи должна происходить во время игры, кормления, перемещения, переодевания через поощрение и вовлечение.
Взаимодействие с родителями также строиться на субъектной основе. Родитель не пассивный получатель помощи, зависимый от мнения экспертов. В современных программах ранней помощи специалист выполняет ассистирующую функцию, родитель является заказчиком, экспертом и равноправным партнером реализации индивидуальной программы развития ребенка.
В программах ранней помощи изменяется и модель взаимодействия специалистов. На смену традиционному – мультидисциплинарному подходу, когда каждый специалист работал изолировано в своем кабинете, приходит междисциплинарный подход. Междисциплинарная командная работа нескольких специалистов, направлена на содействии ребенку и его семье в функционировании в повседневной жизни.
Ключевой целевой ориентир программ ранней помощи — это улучшение функционирования ребенка, которое основано на его сильны сторонах и учитывает поддержку семьи. Таким образом, специалисты ранней помощи работают в трех направлениях:
• приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование)
• обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе)
Кто может получить доступ к программам ранней помощи: дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска у которые соответствуют следующим критериям:
• ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, имеет статус «инвалид с детства» (подтверждено справкой из МСЭ)
• у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено генетическое или хромосомное заболевание (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
• у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено заболевание, приводящее к основным видам стойких расстройств функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающих возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
• у ребенка от 0 до 3 лет выявлено нарушение функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающее возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
• ребенок от 0 до 3 лет, воспитывается в государственном казенном учреждении
• ребенок от 0 до 3 лет воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении (выявлено и подтверждено районными центрами социальной помощи семье и детям, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства)
• ребенок от 0 до 3 лет, семья обратилась самостоятельно в связи с возникновением беспокойства относительно отставания в развитии или ограничений жизнедеятельности ребенка.
Каждая семья, в которой растет ребенок от рождения до 3 лет и который попадает в целевую группу, может обратиться в Службу ранней помощи за следующими услугами:
2. Проведение междисциплинарной оценки. Процесс сопровождения семьи в программах ранней помощи предполагает последующую междисциплинарную оценку. Основными задачами такой оценки являются:
• выбор направлений Индивидуальной программы помощи;• определение услуг ранней помощи;
• определение условий получения услуг (специалисты, которые оказывают услуги, форма оказания услуг, частота, с которой семья получает услуги).
4. Оценка ресурсов и дефицитов ребенка, его интересов, стимулов, которые мотивируют его активность в развитии.
5. Этап реализации индивидуальной программы развития ребенка.
4. Консультирование (пролонгированное, однократное).
Такое сопровождение ребенка и его семьи на протяжении первых трех лет жизни создает условия для нормализации их жизни, способствует нормативной социализации и адаптации на следующих ступенях образовательной вертикали (детский сад, школа), сохраняет социальный статус семьи.
Если вы хотите получить новую профессию, повысить свою квалификации, прокачать дополнительные навыки по направлениям педагогика, психология и логопедия, приглашаем вас на обучение в Академию ФАДО. По окончании обучения вы получите диплом о профессиональной переподготовки.
Посмотреть программы и цены можно на нашем сайте https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/
Вопросы можно задать по тел: 88005515241
или написать WhatsApp https://wa.me/79151563985