Если прозвучало слово алалия
Алалия. Проблема алалии на практике. С какими проблемами сталкивается специалистпри работе с алаликами. Последствия алалии в школе, проблема диагностики алалии.
Алалия — это отсутствие речи при первично сохранном интеллекте и сохранном слухе. Алалия диагноз, который ставит врач. Педагог заключение алалия не пишет.
Алалия таит в себе много вопросов и имеет очень мало ответов. До сих пор нет подтвержденной эффективной методики работы с детьми с данным речевым нарушением. Механизм алалии различен. Нарушение возможно на любом этапе речеобразования. Врачи крайне редко пишут заключение алалия, предпочитая диагнозы ЗРР,ЗПРР.
Алалию сложно диагностировать при первом посещении, особенно у маленьких неговорящих детей. Дифференциальные диагностика алалии также может вызвать затруднение. И причина может быть банальна: родители не помнят, как ребенок ел и спал в первые месяцы жизни, как протекала беременность в первый и третий триместры беременности, не помнят был лепет или нет и «что-то там гулил, но он тихий и внимание к себе не привлекал». О нормах психофизическогоразвития ребенка родители также имеют право не знать, «к врачу ходили, он всегда говорил, что все в порядке». Со временем выясняется, что ребенок плохо сосал, поздно начал ходить, всегда был малоподвижен, быстро уставал. Только эти сведения уже могут перевесить чашу весов против алалии при проведении дифференциальной диагностики. Не редки случаи, когда с неговорящим ребенком начинают работать как с алаликом, а через какое-то время оказывается, что перед нами стоит проблема дизартрии.
Так что такое алалия с точки зрения практики? Это не только неговорящий ребенок, как принято считать. Проблема алалии — это проблема речевого высказывания. Проблема, когда врачи не могут ответить почему не говорит, результаты обследования соответствуют норме, речевое окружение в норме, МРТ в норме (если оно есть), с ребенком занимаются, а результат заставляет себя ждать. Либо динамика речевого развития ребенканизкая, либо речь не появляется.
Высшие психические функции формируются, а речь сильно отстает от возрастных норм. Имеется в виду период, когда ребенок уже произносит простое предложение и на этом процесс останавливается.
Можно столкнуться с проблемой самостоятельного высказывания. Ребенок активно повторяет за взрослым, называет картинки, составляет рассказ по картинкам (уже изученным), описывает картинки (но предложения использует короткие 1-2 слова), но что-то попросить или рассказать или ответить на вопрос он не может.
При коррекции алалии у детей актуальна проблема понимания речи. Формируется понимание речи ситуативное, на бытовом уровне. А вот добиться полного понимания речи, живых диалогов остается большой проблемой, требующей много терпения и времени. С проблемой понимания речи дети столкнуться и в школе при изучении текстов художественной литературы.