Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности
Для формирования волевых качествребенка очень важен период становления самостоятельности, самодисциплины и произвольности поведения. Актуальность поднятой темы вызвана потребностью усовершенствовать психолого-педагогическое воздействие на формирующуюся личность ребенка, чтобы развить в нем дисциплинированность, решительность, выносливость, работоспособность, раскрыть в нем интеллектуальный и творческий потенциал.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в процессе игры у ребенкаформируются навыки саморегуляции и самоконтроля, которые являются базовыми в развитии эмоционально-волевой сферы. Сензитивный период развития волевых качеств происходит от трех до семи лет, когда ребенок приобретает навык преодолевать трудности при достижении поставленной цели. В нашем материале мы озвучим простые рекомендации, которые помогут ребенку приобрести умения и знания для осуществления самостоятельной деятельности, рассмотрим виды творческих и дидактических игр, а также роль взрослого в развитии волевых качеств ребенка.
Эффективные виды игр для развития волевых качеств ребенка:
1. Предметные игры, когда ребенокманипулирует с предметами, в которых учится использовать их по назначению. Например, элементарная игра в кубик-рубик развивает мелкую моторику, пространственное мышление и стимулирует желание достичь необходимого результата, собрав его верно.2. Сюжетно-ролевые игры. Например, «Лохматый лес», «Лиса и гуси». Подобные игры учат управлять своим поведением, преодолевать трудности, бороться с освоим страхом. Навыки самоконтроля и произвольности поведения формируют развитие волевых качеств личности.
3. Дидактические игры. Например, «Чей подарок?», «Запретные слова». Формируют внимание, целеустремленность, быстроту реакции, ловкость, проворность и волю к победе.
4. Подвижные коллективные игры. Например, «Салочки», «Чай-чай выручай». Такие игры создают положительный эмоциональный фон, учат преодолевать свою робость, стеснительность, соблюдать поочередность, правила, прилагать усилия для получения роли ведущего. Элемент соревновательности способствует мобилизации своих ресурсов и развитию волевых качеств.
Игра должна соответствовать возрасту ребенка, уровню развития его познавательной сферы, наличию доступных для ребенка правил и возможностью проявления творческих способностей. Содержание игры должно отражать реальные явления и события, которые актуальны для жизни ребенка. Роль взрослого заключается в том, что он передает свой нравственный опыт, ориентирует и направляет ребенка, в игровой форме обучая его правилам социально приемлемых норм поведения. Так, например, обучение ребенка игре в шахматы или шашки, можно сопровождать объяснением правил этики в общении (уважение к сопернику, выстраивать диалог), умению контролировать свои эмоции при столкновении с неудачей. Происходит формирование навыка преодоления трудностей и воли к победе.
Взаимодействие взрослого и ребенка в игре формирует его модели отношения с миром, обучает правилам сдерживания собственных эмоций, произвольности поведения, стимулирует познавательное развитие и активную социальную позицию в преодолении трудностей, которую ребенок переносит из игры в реальную жизнь.
Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает существенные стороны психического развития ребенка, готовит его к будущей жизни, формирует в нем интеллектуальные, коммуникативные и волевые качества. К. Д. Ушинский говорил о том, что взрослому необходимо внимательно вглядываться в игры ребенка, предоставляя ему выбор сюжета, обращая внимание на проигрывание роли и создавая положительный оттенок игры, направляя, помогая ориентироваться в человеческих взаимоотношениях и развивать качества для формирования разносторонней, активной и творческой личности.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: