Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Инклюзивное образование - за или против!

13.03.2022

Демократические изменения второй половины 20 века способствовали поиску новых форм обеспечения равного доступа дискриминируемых раннее групп ко всем аспектам функционирования человека. Здравоохранение, труд, рекреация, образование все эти сферы должны быть в равной степени доступны для человека с инвалидностью, или временными ограничениями возможностей здоровья, для людей старшего возраста или отдельных этнических, религиозных групп.   

Ценности равноправия и справедливости находят свое отражение в нормативных документах международного и федерального уровня 21 века. Так, Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств инвалидов закрепляет общие обязательства всех государств. Ратифицирующих данный документ, в «поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» [1]. Данный документ, ратифицированный РФ в 2012 году, стимулировал обновление нормативной базы федерального уровня в соответствии с принятыми обязательствами.

Таким образом, в «Законе об образовании РФ»[2] впервые появляются понятия «инклюзивное образование», понимаемое как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»,  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования безсоздания специальных условий» и прочее. Законом предусматриваются механизмы определения специальных условий получения образования лиц с ОВЗ, их финансирования и реализации. 

Получается, что с 2012 года российская образовательная, а значит и социальная система живет в других условиях. Где каждый ребенок имеет равное право учиться в школе, посещать детский сад рядом с домом. Однако, в обществе, родительском и профессиональном не стихают споры о том, инклюзивное образование — это благо или блажь? 

Обратимся в первую очередь к аргументам противников инклюзии. Первый из них это неготовность общества в целом принимать рядом с собой человека по-другому говорящего, думающего, передвигающегося. Это может стимулировать, по мнению противников, агрессию и негативизм, который в итоге не идет на пользу особым детям. Однако, нужно понимать, что до тех пор, пока мы не будем видеть рядом с собой на равных людей, отличающихся чем-либо от большинства, не будем знакомиться с их возможностями и трудностями, мы не сможем относиться к ним адекватно. Значит путь принятия растянется еще длительнее.

Второй аргумент состоит в опасении, что учитель не сможет уделять достаточно внимания всему классу, в силу его перераспределения пользу особого ребенка. Да, такая ситуация имеет место быть, если учитель не знает о том, как эффективно организовать обучение ребенка с ОВЗ в соответствии с инклюзивным подходом, не владеет методами адаптации учебных материалов и среды в целом под разнообразные потребности детей. Кроме этого, проблема заключается и в том, что администрация образовательных организаций не всегда выполняет заключения ПМПК и ребенок не получает необходимой ему, дополнительной психолого-педагогической поддержки со стороны профильных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. И здесь, конечно, очень важна активная роль родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью. Именно они уполномочены проходить ПМПК, определяющую необходимые условия обучения, и предоставлять заключение специалистов в образовательную организацию. Для родителей такое заключение носит рекомендательный характер, а для образовательной организации обязательный к исполнению. К сожалению, родители часто сами сознательно избегают такой экспертизы, ограничивая тем самым возможности развития своего ребенка. Заключение ПМПК, присвоение ребенку статуса ОВЗ ни в коем случае не является неким пожизненным маркером, негативно влияющим на его дальнейший образовательный маршрут. Наоборот, это возможность минимизировать все трудности этого пути. 

Если говорить об аргументах за инклюзию, то здесь конечно самым важным является то, включение и обеспечение равного доступа ко всем сферам жизни ранее дискриминируемых людей, создает основу для развития правового гражданского общества, принимающего человеческое разнообразие и вариативность. А на персональном уровне, общение с людьми, которые по-другому воспринимают мир, иначе общаются между собой и с нами благотворным образом влияет на креативность, эмпатию, способность работать в команде и другие важные навыки, которые будут полезны каждому на протяжении всей жизни.    

Итак, подводить итоги нашему обществу еще рано. Процесс инклюзии только начинается, но важно понимать, что повернуть с этого пути мы уже не можем. Нормативные требования и обязательства накладывают на государство определённую ответственность за их исполнение, а социальное развитие и формирование гражданского общества требует естественного движения вперед. 

1. Конвенция о правах инвалидов — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы (un.org)

2. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 - docs.cntd.ru

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку