Как преодолеть детскую застенчивость?
Детская застенчивость – это реакция на эмоцию страха, которая возникает при взаимодействии малыша с другими людьми и закрепляется, как модель поведения в той или иной ситуации.
Застенчивый ребенок скован, неуклюж, часто смущается, краснеет, эмоции маловыразительны, тихий робкий голос. Ему свойственна нерешительность, неуверенность в себе, страх перед общением и фиксация на своих недостатках.
Помочь малышу преодолеть застенчивость и развить у него навыки коммуникации вполне посильная задача, если начинать заниматься с ребенком своевременно. Следует отметить, что застенчивость особенно проявляется к 5 годам и постепенно сглаживается к восьми.
В нашей статье мы рассмотрим упражнения, которые помогут преодолеть эти затруднения.
1. Раскрепощающие игры для детей. Развитие мимики жестов.• «Угадай эмоцию» (для детей 4 – 10 лет).
Застенчивый ребенок, как правило, стесняется своего лица, поэтому главная задача – замотивировать ребенка, подавая собственный пример. Сначала играйте вдвоем, затем можно привлекать других участников игры. И начинать следует с угадывания простых эмоций: радость, удивление, грусть, гнев. В дальнейшем можно предлагать не только эмоции, но и давать возможность разыгрывать сценки.
• «Изобрази животное» (для детей 4 – 10 лет).Учитывая особенности застенчивых детей, при проведении данного упражнения, необходимо создавать непринужденную веселую атмосферу и предлагать не сложные задания, выбирая животных с яркими отличительными чертами.
• «Разговор с глухой бабушкой». Суть игры заключается в том, что бабушка задает внуку вопросы, который, в свою очередь, жестами и мимикой пытается ей ответить. Приведем пример:Бабушка: «Озорник, ты где был?»
Внук жестами показывает, что играл в футбол.
Бабушка: «Как твое настроение?»
Внук показывает большой палец вверх, дав понять, что настроение отличное.
Бабушка: «Ты хромаешь, ты упал?»
Внук показывает разбитую коленку, хнычет.
Необходимо помнить, что чем больше игру сопровождает юмор и смех, тем больше ребенок раскрепощается и сможет проявить себя, справившись с неловкостью.
2. Упражнения на развитие выразительностиречи.Голос застенчивого ребенка достаточно тихий, робкий, слабый, эмоционально мало окрашен. Поэтому крайне важно помочь ребенку сделать речь более громкой, выразительной и обогащенной различными интонациями.
• «Кто больше?» (для детей 6 – 10 лет).Необходимо произнести какое-либо слово или предложение с разными интонациями. Например, слово «привет» произнести с радостью, испуганно, восторженно, обижено.
• Всем известная игра «Фанты». Главная задача – придумать веселые задания и привыполнении каждого из них, застенчивого ребенка необходимо подбадривать, помогать, вселять уверенность в него.3. Упражнения на преодоление застенчивости перед взрослыми.
К этой категории упражнений относятся эмоционально развивающие игры в семейной обстановке. Важно иметь возможность привлечь других взрослых людей.
• «Рисуем фигуру» (для детей 6 – 12 лет).Необходимо разбиться на пары ребенок – взрослый, договориться о том, что они будут изображать (желательно выбирать простые,которые легко отгадать). Один рисует пальцем на спине другого (например, круг или домик). А второй изображает мимикой, пантомимой, танцами. Победителем оказывается тот, кто похоже изобразил задуманное.
• «Конспиратор» (для детей 5 – 10 лет).Все участники игры встают в круг. Водящему завязывают глаза и водят вокруг него хоровод, пока он не произнесет команду: «Стоп!» Водящий должен наощупь узнать всех игроков. Того, кого узнали, выходит из игры. Побеждает, соответственно, последний оставшийся игрок, которому и достается звание «Конспиратор».
В основе психологических особенностей детской застенчивости лежит ощущение, что окружающий мир представляет собой опасность, ребенок чувствует стеснение, скованность, неуверенность и чувство беззащитности. Дети дошкольного возраста делят всех на «плохих» и «хороших», не улавливая еще более тонких граней. Следующие упражнения помогут ребенку сориентироваться, когда следует вести себя дружелюбно, а когда стоит насторожиться.
• «Город» (для детей 4 – 6 лет).Выстраиваем на полу модель городской улицы, используя кубики, конструктор, фигурки человечков, животных и т. д. Суть игры заключается в том, чтобы проиграть с ребенком ситуации, в которых он может испытывать чувство тревоги в реальной жизни. Например, ребенок выходит во двор, а ребята зовут его поиграть. Как быть? Что сказать? Затем необходимо перейти дорогу. Как не попасть под машину? Какие правила необходимо соблюдать? Тут мы увидели бездомную собаку. Как правильно себя вести? И т. д.
5. Упражнения, которые учат отстаивать свое мнение.Застенчивый ребенок, как правило, стесняется высказать свое мнение и отстоять свою точку зрения. В преодолении этих затруднений помогут следующие упражнения.
• «Дочки – матери» (для детей 5 – 8 лет).Застенчивой девочке предлагается роль мамы, при этом взрослый занимает ведомую позицию в игре. Следует отметить, что привычные стереотипы реальных взаимоотношений не должны переноситься в игру, чтобы эти модели поведения не закреплялись.
• «Найти больше аргументов» (для детей 7 – 14 лет).Взрослый предлагает начало какого-либо утверждения, а ребенок заканчивает его. Например,
«Читать полезно, потому что…»
«Ссориться плохо, потому что…»
Иметь много друзей, это здорово, потому что…»
Таким образом, использование данных упражнений и игр в работе с застенчивым ребенком будет способствовать преодолению робости, нерешительности, скованности, снижению психоэмоционального напряжения и формированию адекватной самооценки.