Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Как ребенку полюбить чтение, и нужно ли это в XXI веке

13.03.2022

В современном мире все меньше и меньше уделяется внимание литературе и чтению книг. Эта проблема касается и взрослых и детей. Мы все понимаем, что это нужно вроде бы. Но на уровне, какого - то стереотипа. Надо заставлять ребенка читать книги, и тогда он будет умным. Многие педагоги и родители видят, что литература для детей это каторга, и все равно заставляют ею заниматься. Просто потому что надо. С каждым годом, нано технологии и интернет стремительно развиваются, оттесняя литературу и печатные издания, все дальше и дальше. Поэтому полюбить книги детям становится все сложнее и сложнее.

В этой статье, мы рассмотрим, что дает литература ребенку, возможные варианты развития позитивного отношения к чтению книг, а так же попробуем ответить на вопрос, как современного ребенка оторвать от смартфона.

Сегодня, в нашем мире очень много информации, а знания становится все меньше и меньше. В сети Internet, можно найти все что угодно, однако знаний это не прибавляет. Все дело в том, что «сырая» информация далеко не всегда пригодна для использования. Ее надо обрабатывать, хранить, уметь воспроизводить. Я говорю о таких когнитивных процессах, как восприятие, мышление, память. Кино и телевидение, видео ролики на YouTube не дают полного развития мысли, развития человека как личности. Иногда наоборот, очень ограничивают и загоняют в определенные рамки. Навязывают свое мнение, причем очень часто профессионально. Восприятие притупляется, или выключается совсем. Ребенок превращается в «тумбочку», в которую информацию положили, и в том виде она там лежит. Свое собственное мнение отсутствует (за ненадобностью), мыслительные процессы тормозятся, личность не растет. Как результат может быть отсутствие интереса к жизни в целом.

В свою очередь, литература работает с центральной нервной системой противоположным образом. Книга пробуждает мысль, заставляет задуматься, делать свои выводы (отсюда столько много споров насчет писателей и произведений, в кино их намного меньше). Механически, чтение это более долгий и более трудоемкий процесс, а значит более плодотворный. Говоря простым языком, фильм посмотрел и забыл. С книгой человек живет, проживает в своей голове события, выстраивает образы, делает свои умозаключения. Нельзя конечно дискредитировать кино полностью, но это другой вид искусства. Другими словами, что режиссер дал то и берешь, это его видение. Мы можем или соглашаться с его мнением, или критиковать. У детей это называется, понравилось или не понравилось. Книга дает возможность построить свой мир, свою философию, свои образы. Так рождается мировоззрение ребенка. Умение рассуждать, мыслить. Кроме того, литература развивает память, тогда когда короткие ролики, или микро блоги, ее (память) атрофируют.

И, на мой взгляд, самый важный момент, когда мы говорим о детях, книга – это форма общения с родителями. Обсуждая любимых героев, сюжеты и удивительные сказочные истории, намного проще выстроить диалог со своим ребенком. Конечно, прививать любовь к чтению лучше с пеленок. Укладывая ребенка спать, читать сказки. Голос родителей, интонации, малыш улавливает, и тот самый диалог формируется уже с рождения. Кроме того, чтение на ночь имеет еще и психофизиологический характер. Ребенок успокаивается, расслабляется. Никакой голос из мультфильма, даже очень профессиональный и красивый, не заменит голос родителя. Необходимо уделять время чтению книг вместе с ребенком, рассматривать картинки, обсуждать их. Задавать вопросы, и отвечать на вопросы ребенка с интересом и воодушевлением.

Надо сказать, что лучше всего подбирать литературу нужно не наобум, а ту, которая нравится вам самим. Из вашего детства, ту, которая импонирует вам сейчас. Это значительно облегчит занятия с ребенком. Я бы даже сказал, что это будут не занятия, а просто время, проведенное с интересом. В какой – то момент вы поймете, что отдыхаете, таким образом, и даже развиваетесь вместе со своими детьми.

Очень важно, много читать вслух, учить стихи наизусть, в более, старшем возрасте (лет с пяти или шести, если ребенок уже умеет читать по слогам), можно читать по ролям. Пробуйте проиллюстрировать прочитанную историю. Нарисуйте персонажей сказки, или сюжет из нее. Это развивает не только мелкую моторику, но и мышление, понятийный аппарат и придает еще больше ценности любимой книге.

Ну и наконец, создавайте дома библиотеку. Ребенок должен видеть книги. Расти в этой атмосфере. Вполне логично, что если в доме нет ни одной книги, и появляются они только когда нужно делать уроки, для него это что - то чужеродное, незнакомое и отталкивающее.

И, наверное, о самом больном: сеть Internet, смартфон, планшет или ноутбук. Вообще в наше время не зависимый от интернета человек (неважно взрослый то, или ребенок) – это большая редкость. Вот только взрослый в состоянии задуматься, благодаря своему жизненному опыту, и что – то сделать со своим недугом, то ребенок нет. Он просто не задумывается. И прежде чем отбирать гаджет со скандалами, уберите свой подальше. Дистанцируйтесь, на какое - то время от своей любимой социальной сети, от своего WhatsApp и YouTube. Это же очень просто, дети смотрят на родителей и все копируют. Компьютер должен помогать жить. И наши дети тоже должны идти в ногу со временем. Но не 20 часов в сутки! Надо установить правила. Выделять для компьютера определенное время. Конечно, ребенку его будет мало. Идем на уступки, при этом строго определяем: «Хорошо, еще 30 минут и все».

Старайтесь делать жизнь разнообразней. Вместе с ребенком можно заниматься не только чтением. Очень важна наглядность, созидательность. Дети гордятся своими произведениями, для них это хороший стимул. Модель самолета, кукла или мягкая игрушка, сделанная собственными руками всегда им очень дорога. А главное далека от смартфона.

Ну и наконец, что касается смартфономании, еще простая рекомендация. Ходите чаще в театр, на спектакли. Это развивает вкус, дарит новые эмоции, почву для размышлений. И смартфон там, как минимум на два часа, совершенно ни к чему. Ни вам, ни вашему ребенку.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку