Копилка логопеда. Кейс “Постановка звука Л”
В данном блоке мы будем разбирать только реальные вопросы, случаи из жизни. Хочу сразу предупредить, мы рассматриваем конкретный пример и конкретную рекомендацию. Не всегда имеется полное описание проблемы или известен анамнез. Мы рассматриваем единичную задачу, возникшую в конкретный момент. Способы и приемы в работе логопеда общие, но максимально эффективная работа возможна только при индивидуальном подходе. Что я имею в виду? У двух разных детей с одним и тем же нарушением возможна разная динамика и разный подход к коррекции. Однако, чем больше мы знаем случаев из практики и чем больше инструментов у нас имеется, тем быстрее мы сможем подобрать нужный ключик к сложному замку.
Обращение: Девочка младшего школьного возраста. Четко выговаривает все звуки, кроме твердого звука «Л».
В ходе работы: Тонус языка. Проводится массаж языка с помощью зубной щетки. Динамика положительная, наблюдается уменьшение тонуса. Замена твердого звука «Л» на мягкий звук «Ль». Массаж желаемого результата не приносит.
Решение.
Работая со звуками, руководствуемся следующими важными пунктами:
- Артикуляционная моторика
- Умение слышать звук (фонематический анализ)
В нашем случае, ребенок дифференцирует твердый и мягкий звук. Из чего мы делаем вывод, что работать придется с тонусом и правильной артикуляционной позой.
Если дети смягчают звук, возможно, тонус языка еще слишком велик.
Артикуляционная поза твердого звука «Л»: кончик языка упирается в альвеолы за верхними зубами.
Язык не должен выгибаться к небу, кончик должен быть достаточно сильным, чтобы удержать нажим. Попробуйте на себе медленно проговорить Л, Ль, Л, Ль. Вы почувствуете, как изменяется положение языка. Вот именно этой чувствительности мы и должны научить ребенка.
Нам потребуется:
- Артикуляционная гимнастика для кончика языка
- Упираем кончик языка в нижние зубки
- Смена позы блинчик-иголочка
- Чистим нижние зубы
- Снятие тонуса с корня и середины языка
- «Накажи» непослушный язычок
- Постановка звука Л удобным для вас способом. Не редки случаи, когда ребенок произносит мягкий звук за зубами, а твердый в межзубном положении.
- Удобно ставить твердый Л от мягкого Ль с помощью зонда, но выбор за вами.
Ваш логопед-дефектолог, эксперт Академии ФАДО, Коновалова Людмила.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: