Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Логопед и родители: как строить взаимоотношения?

13.03.2022

Важнейшим условием эффективного взаимодействия логопеда и родителей является установление доверительных отношений, создание психологического комфорта в рамках консультативной работы. Умение логопеда расположить к себе родителя, показать свою компетентность и участие, уверенность в своих знаниях и возможностях, готовность идти на открытый и доверительный контакт, является залогом плодотворного сотрудничества. 

Проведя полное обследование всех компонентов речи и поставив свое логопедическое заключение, необходимо озвучить результаты диагностики родителям, соблюдая профессиональную этику и оперируя простыми понятиями для объяснения актуального уровня развития речи ребенка, определив объем работы, направления коррекции и прогноз в достижении определенных результатов, с учетом включения родителей в сам процесс устранения речевых нарушений.

Здесь очень важен принцип этичности как одно из главных профессиональных качеств логопеда. Необходимо аккуратно и корректно подбирать слова, озвучивая логопедическое заключение, оценивая тяжесть речевых нарушений, причины их происхождения и возможный прогноз. Доброжелательное поведение в беседе снимает тревожность и напряжение со стороны родителей.   Специалисту важно продемонстрировать свое участие и заинтересованность, проявить терпеливость, тактичность и внимательность.

Так же следует обратить внимание на возможность отсроченного результата, делая акцент на том, что в процессе коррекционной работы большую роль играет участие самих родителей, задача которых, в первую очередь, заключается в закреплении пройденного материала, формируемых процессов, ежедневных занятий с ребенком и выполнениирекомендаций учителя-логопеда. Для этого необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, обучать их приемам логопедической работы, навыкам формирования мотивации у детей и выработке спокойного уверенного стиля воспитания, при котором ребенок будет чувствовать себя комфортно. Необходимо привлекать родителей к процессу коррекционной работы, приглашая его на открытые логопедические занятия, наглядно демонстрируя упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционной гимнастики, доступные методы и приемы работы. Необходимо обеспечивать родителей статьями о речевых нарушениях, книгами, брошюрами с рекомендациями, возможностью посещения оздоровительных мероприятий для детей с речевыми нарушениями. Можно ознакомить родителей с наглядными пособиями, методиками, стимульным материалом, используемым в работе, что вызовет доверие и утвердит родителей в компетентности специалиста. 

Продуктивность взаимодействия логопеда и родителей обеспечат индивидуальные консультации, где логопед озвучит этап текущей работы, динамику, привлечет внимание к достигнутым успехам и текущим затруднениям ребенка, расскажет о дальнейших направленияхкоррекционного процесса, озвучит эмоциональные реакции ребенка, его поведенческие особенности и отметит заслуги участия родителей, мотивируя их на дальнейшее сотрудничество.

Отсутствие системной обратной связи не дает возможность педагогу быть информированным о том, каким образом проходит закрепление материала в домашних условиях, в какой речевой среде находится ребенок и как осуществляется взаимодействие ребенка с остальными членами семьи, что затрудняет и приостанавливает весь коррекционный процесс.

Немало важно отметить, какими качествами должен обладать логопед для установления продуктивного контакта с семьей. Эмпатия, коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, психологическая готовность работать с детьми, у которых наблюдаются речевые нарушения, являются обязательными для логопеда.  Такие качества, как выдержка, толерантность, наблюдательность, обладание навыком убеждения сделают взаимодействие логопеда с родителями конструктивным и плодотворным.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку