Методы и приемы преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста
Дисграфия – это нарушение процесса письма, связанное с недостаточным развитием психических функций, таких как восприятие, зрительный анализ и синтез, пространственная ориентировка, внимание и память, сформированность двигательно-моторных функций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи. Проявляется дисграфия стойкими специфическими ошибками на письме, которые требуют специальной логопедической помощи.
В нашей статье мы рассмотрим основные направления коррекционной работы учителя-логопеда по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста:
1. Выявление и устранение пробелов в сформированности навыка письма с учетом зоны ближайшего развития. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих направлениях:• Коррекция звукопроизношения, дифференциация и автоматизация звуков, усвоение буквенного обозначения звуков. Данное направление работы является первичным при акустико-артикуляционной дисграфии.
• Совершенствование фонематического восприятия, умение дифференцировать звуки, правильно их обозначать на письме, формирование навыка разбора слов. Данный вид логопедического воздействия продуктивен при устранении акустической дисграфии.
• Формирование языкового анализа и синтеза включает в себя умение слушать, повторять и правильно воспроизводить на письме слоговые цепочки или звуко-слоговую структуру слов.
Упражнения подобного характера способствуют устранению аграмматической дисграфии.
• Коррекция и развитие зрительного гнозиса, восприятия, зрительной и двигательной памяти, пространственной и временной ориентировки, зрительного анализа и синтеза. Данный метод эффективен в работе с оптической дисграфией.
2. Коррекционно-профилактический подход, основанный на рекомендациях, разработанных А. В. Ястребовой. Его отличие заключается в том, что логопедическое воздействие осуществляется сразу над всеми компонентами речи:
• Звукопроизношение
• Слоговая структура
• Фонематическое восприятие
• Лексика
• Грамматика
• Связная речь
Основными задачами данного подхода является вызывание речевой и мыслительной активности, самостоятельной речевой деятельности, формирование навыков организации и планирования учебной деятельности, профилактика и устранение ошибок на письме.
3. Выявление слабых звеньев системы письма, анализ и изучение специфических ошибок на письме. Данное направление работы основывается на трудах А. Н. Садовниковой, которая проводила диагностическое обследование детей с целью выявления логопедических ошибок в письменной речи и с учетом их специфики опиралась на развитие психических функций в работе по устранению дисграфии:• Развитие пространственной ориентировки (право – лево, овладение пространственными предлогами, ориентация на плоскости).
• Развитие временных представлений (части суток, времена года, месяца, дни недели).
• Качественное обогащение словаря(употребление различных частей речи, введение в речь синонимов, антонимов, омонимов и других синтаксических инструкций).
• Развитие морфемного анализа и синтеза слов.
Выбор того или иного метода логопедического воздействия определяется характером специфических ошибок на письме, индивидуальными особенностями ребенка и целями коррекционного работы в целом. Мы приведем примеры некоторых упражнений, которые эффективны в работе по устранению дисграфии у младших школьников:
1. Корректурные пробы. Метод узнавания и нахождения букв в тексте или среди большого количества букв. Ребенку дается инструкция, например: «Найди и подчеркни букву «А» одной чертой, букву «В» обведи в кружок, а букву «И» зачеркни». Подобные упражнения развивают зрительное восприятие, такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем.2. Подчеркивание слов, в которых есть буква, обозначающая отрабатываемый на данный момент звук. Например, среди слов (кошка, мошка, ежик, белка, сушка и т. д.) ребенка дается инструкция подчеркнуть слова, в которых встречается звук «Ш» при произнесении слова. Аналогом такого упражнения может стать выбор картинок, в названии которых встречается изучаемый звук.
3. «Схема слова». Ребенку предлагаются картинки с изображением какого-либо предмета. К названию данного предмета прилагается схема слова. Ребенок называет предмет, затем изолированно произносит звуки по порядку. Затем необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово в тетрадь.
4. Упражнение по методу Эббингауза. Ребенку предлагаются слова с пропущенными буквами, необходимо прочитать слово, вставить пропущенную букву и записать его.
5. Структурный метод. Ребенку предлагается перечень слов и дается инструкция: «Подчеркни гласные и согласные и составь схему слова, где согласный звук – заштрихованный кружок, а гласный – контурный. Слова предлагаются от простых к сложным, со стечением согласных звуков и сложной слоговой структуры.
6. Упражнения со словосочетаниями: подбор прилагательных к заданному слову; согласование существительных с числительными (например, «давай посчитаем окна, одно окно, два окна, три окна, четыре окна, пять окон»); изменение глаголов по лицам.
7. Упражнение с предложениями: составление схем предложений; составление предложений с определенным количеством слов; составление связного текста по серии картинок; выделение границ предложений в тексте.