Методы профилактики буллинга для классных руководителей
Травля (буллинг) – это преследование одного ребенка другим, которое характеризуется регулярностью, осознанностью и агрессивным поведением. Как правило, проявление травли берет начало уже с первых лет обучения, поэтому очень актуальна тема проведения профилактических мер и формирования психологически здорового климата в классе.
Главная задача педагога – формирование правильной системы взаимоотношений в классе и привитие детям морально-нравственных и гуманистических ценностей, социально приемлемых норм поведения и развития полноценной личности.
В нашем материале мы рассмотрим методы и приемы, которые эффективны в борьбе со школьным буллингом, а также игры и упражнения, которые могут быть включены в проведение тренингов на создание сплоченного коллектива, формирование понятий дружбы и взаимовыручки в классе, умение разрешать конфликтные ситуации, развитие навыков умения слушать, аргументировать свою точку зрения, быть эмоционально сдержанным и объективным.
Методы работы педагога по борьбе сбуллингом:
2. Проведение дебатов. Озвучивается тема, класс делится на подгруппы, выбирается руководитель группы, спикеры, модератор, журналист и выделяется время на подготовку. Назначается ответственный за фото и видео съемку, который с остальными учащимися по итогам проведения дебатов выполнит итоговую работу в виде стенгазеты, презентации и т.д.
Этот метод работы с детьми стимулирует интеллектуальную деятельность, повышает концентрацию внимания, быстроту реагирования, умение аргументированно отстаивать свою позицию, соблюдая этику делового общения, развивает творческую активность, свободу мысли, а самое главное – способствует развитию умения работать в команде, сплоченности детского коллектива в целом.
3. Кинолекторий. Подразумевает под собой просмотр фильма с последующем его обсуждением. Можно проиллюстрировать наиболее острые кадры из фильма или нарисовать свою ощущения, эмоции от его просмотра. Необходимо вынести вопросы на обсуждение, проговорить отношение к каждому из персонажей, придумать свое продолжение истории. Проведение кинолектория повышает уровень осознанности детей к проблеме школьной травли, воспитывает в них чувства сочувствия к жертве, толерантности и доброты. К острой теме буллинга в школе подойдет такой фильм, как «Чучело» по одноименной повести В. Железникова.
4. Анализ литературы с последующим написанием сочинений. Эффективным методом работы с детьми в классе является прочтение литературы, ее последующий анализ и написание своих текстов (сочинений, изложений), который учит грамотно выражать свои мысли, размышлять, делать выводы, умению выстраивать диалог, что является важным умением в урегулировании конфликтных ситуаций. Также можно использовать для написания сочинений картины знаменитых художников (И. К. Айвазовский, В. И. Суриков). Приобщение к литературе и живописи обогащает духовный внутренний мир, делает детское мировоззрение осознанным и справедливым.
5. Театрализованные постановки. Ролевое разыгрывание сценок, сутью которых является конфликтная ситуация между детьми. Каждый участник постановки продумывает действия и озвучивание своего персонажа. Затем проговариваются эмоции и настроение, котороеих сопровождало, какие возникали мысли и желания.
Упражнение «Любимое животное» заключается в том, что каждый ребенок в виде пантомимы изображает животное, на которое, по его мнению, он похож. После угадывания животного остальными учениками, ребенок рассказывает, почему ему нравится данное животное и какие общие черты с ним он находит. Проведение таких упражнений раскрепощает и создает положительный эмоциональный фон в классе.
6. Проведение тренингов с включением упражнений на снятие агрессии и тревожности. Например, упражнение «Радость и злость». Каждый ребенок в течение одной-двух минут с закрытыми глазами должен проговорить, что ему не нравится или раздражает в поведении определенного одноклассника, которого он представляет в момент выполнения упражнения. Например, «Меня раздражает, когда Кирилл прячет мой рюкзак. Я злюсь и хочу его ударить». Или, «Мне было приятно, когда Кирилл поделился со мной своей булочкой в столовой».
Упражнение «Подбери качество». Каждый ученик по очереди придумывает качество личности соседу, сидящего за партой, используя первую букву его имени. Например, «Ульяна – умная, Слава – смелый, Дима – добрый».
Умение искать и находить лучше, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: