Новогодние праздники для всех: как подарить праздник всем детям?
Новый год самый долгожданный и любимый праздник в нашей стране. В эти суетные и быстро пролетающие дни, дети и взрослые объединяются в ожидании и наслаждении большими и маленькими чудесами, днями отдыха в кругу семьи у уютной елки. Дни до праздника, сам праздник и последующие каникулы обычно заранее планируются интересными событиями, сюрпризами и активностями.
В последние перед зимними каникулами дни учителя, дети и родители оказываются вовлечены в хоровод контрольных работ и четвертных оценок, новогоднего праздника и совместных походов по новогоднему городу. И для детей, и для взрослых оказывается чрезвычайно важным не сойти с дистанции, не утратить радость ожидания чуда, не устать друг от друга. Особое значение эти задачи приобретают в ситуации, когда в классе или группе детского сада есть дети, по-другому воспринимающими и иначе реагирующие на окружающий мир. Дети с расстройством аутистического спектра, нарушениями речи, с СДГВ, с сенсорными и двигательными нарушениями. Особенности психического и физического развития, выраженная тенденция к астенизации (истощению) организма и психики, высокая чувствительность в реагировании на позитивные и негативные воздействия среды побуждает нас, взрослых, внимательно отнестись к этому периоду в конце года. От того как мы подготовимся к новогоднему калейдоскопу учебных и праздничных дней зависит самочувствие ребенка, коллектива детей (класса, группы), чувство удовлетворенности у взрослых.
Предлагаем вам познакомиться с ключевыми тезисами, позволяющими встретить новогодние праздники с удовольствием и минимальными потерями для всех.
Принцип «Тяжело в учении, легко в бою»работает и здесь. Заблаговременно визуализируйте на календаре для себя и ребенка все ключевые даты, когда будут происходить особенно важные события (итоговая контрольная работа, школьный Новый год, экскурсия и т.д.). Предсказуемость и возможность прогнозировать оставшееся время будет помогать детям ориентироваться во времени и учится планировать его. Для детей важно понимать, что будут дни, когда он не будет ходить в школу, что будут происходить какие-то другие события.
Педагогу важно обсуждать с ребёнком индивидуально и коллективом детей календарь предстоящих событий. Необходимо рассказать, что будет происходить, где будет происходить, что будет делать дети.
Детям с ОВЗ можно отдельно подготовить и обсудить с ними социальные истории, в которых можно поэтапно обсудить значимые моменты событий (что, где, когда, с кем).
Важно, чтобы в семье также планировали и готовились к новогодним дням. Такой же календарьсемья может сделать и в соответствии с семейными событиями (когда будут наряжать елку, придут гости, пойдет на праздник и т.д.). Ребёнку нужно время на адаптацию, на постепенное вхождение в изменяющуюся сенсорную, временную среду.
2. Планирование сюрпризов и подарков.
Новый год время подарков. Взрослым иногда бывает затруднительно определиться с тем, чтолучше подарить нетипичному ребенку. Исходить нужно из того, что подарок мы делаем самому ребенку, а значит необходимо учитывать его интересы и индивидуальные особенности. Всегда исходя из этого можно подобрать то, что будет лежать в зоне ближайшего развития ребенка (то, что он может сделать с помощью взрослых) и оказывать развивающий эффект, при этом не лишая одариваемого удовольствия и радости. Очень важно учитывать, что одновременно большое количество подарков может способствовать тому, что ребенку будет трудно сосредоточится на чем-то одном, может возникнуть переутомление (перевозбуждение) и хаотичное манипулирование с ними. Здесь очень важно тактичное участие взрослого, который поможет ребенку справится с этим и организует последовательно их изучение.
3. Учитывайте возможности ребенка в переработке сенсорной информации.
Ребенок может быть чувствителен к свету, звука, ароматам, большому количеству людей.Взрослый должен знать о таких особенностях и стремиться их минимизировать. Например, не включать мерцающие гирлянды в классе, попросить на елке не включать их или исключить из поля зрения ребенка. Если предстоит шумное мероприятие, то стоит четко дозировать нагрузку на чувствительного к слуховой стимуляции ребенка и обязательно дать время на отдых после.
Так как для многих детей с ограниченными возможностями здоровья характерны особенности переработки сенсорной информации то необходимо планировать не более одного «сильного» мероприятия в день. Хорошо, если после этого у ребенка будет спокойней день без сильных впечатлений.
Какой новый год без Дед Мороза и Снегурочки, снежинки или пирата? Но для детей с ОВЗ это может быть первая встреча с таким персонажем и она может оказаться не сочень радостной и приятной. Особенно, это актуально для маленьких детей и/или детей с РАС. Что вы можете сделать заранее? Конечно же поговорить и посмотреть, на картинках, в видео, в книгах. Необходимо заранее рассказать детям о таком персонаже, его поведении. Если есть возможность, необходимо заранее предупредить взрослого в костюме о том, что есть дети, которые могут эмоционально реагировать на обращения к нему, прикосновения и вообще направленному вниманию. Все взрослые люди, которые участвуют в организации праздникадолжны знать о ключевых навыках взаимодействия с нетипичными детьми, с учетом их особенностей развития.
Перечислив немногочисленные и вполне выполнимые рекомендации, напомним о том, что педагогу крайне важно не забывать согласовывать свои действия с семьей, где растет ребенок, воспринимающий окружающий мир по-другому, иначе реагирующий на него. Преемственность в работе образовательной организации и семьи всегда повышает эффективность процессов и формирует партнёрские отношения педагогов и родителей.
Желаем всем насладиться предстоящим зимним отдыхом, набраться сил и впечатлений.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: