Причины и характеристики детско-родительских конфликтов
Конфликт — это одно из проявлений социальных взаимоотношений. При столкновении интересов и потребностей конфликтующих сторон вырабатывается определенная стратегия поведения, ход мыслей, взаимопонимание, которое обеспечивает комфорт в межличностных отношениях и создает благополучную психологическую атмосферу в семье. Как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский: “Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого ребенка его собственных возможностей”. Основная задача заключается в том, чтобы найти конструктивное решение конфликта и свести к минимуму его негативные последствия. В нашей статье мы рассмотрим основные причинывозникновения разногласий между родителями и детьми, социально-психологические особенности, факторы, влияющие на возникновение конфликтов, рекомендации по профилактике и снижению уровня конфликтности в детско-родительских отношениях.
Основные факторы, влияющие на возникновение конфликтов в детско-родительских отношениях:
● Гармоничный тип (сформированное понятие семейного “Мы”, умение идти на компромисс с ребенком, обозначенные психологические роли каждого члена семьи, наличие традиций, обычаев, дружественная атмосфера).
● Дисгармоничный тип (наличие конфликтов между супругами, нарушение ролевой структуры семьи, неконструктивные стили воспитания).
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют 4 типа:
● Хаотичность, непоследовательность в методах воспитания.● Разногласия в методах воспитания. “Все хорошее у ребенка от родителей, все плохое - от отца с матерью” Вольтер.
● Гиперопека и наличие жестких ограничений и запретов.
● Неадекватно завышенные требования к ребенку, применение наказаний, осуждение за небольшой проступок.
3. Переходные возрастные этапы.
Возрастные кризисы являются фактором возникновения повышенной конфликтности в детско-родительских отношениях. Д. Б. Эльконин выделяет:
● Кризис первого года жизни (отлучение от грудного вскармливания, новообразование - ходьба).● Кризис 3-х лет (эмансипация от матери, возраст “Я сам!”).
● Кризис 6–7 лет (изменение социальной ситуации, начало обучения).
● Кризис 12–14 лет (половое созревание).
● Кризис 15–17 лет (подростковый возраст, личностное самоопределение).
4. Индивидуально-личностные особенности детей и родителей.
Ригидность мышления, консервативность взглядов и убеждений, авторитарность со стороны родителей в сочетании с детским упрямством, протестным поведением, ленностьюи эгоцентризмом могут стать почвой возникновения разногласий.
5. Агрессивный фон общественных настроений.
Учитывая распространенность СМИ, ребенок, так или иначе, оказывается включенным в комплекс общественных проблем (социально-психологических, экономических, правовых).
6. Недостаточный уровень родительской компетентности.
Отсутствие знаний о возрастных психологических особенностях детей, способах урегулирования конфликтных ситуаций, небольшая осведомленность о понятиях воспитания, сниженный самоконтроль, родительский инфантилизм.
7. Наличие собственных личностных проблем, которые родители могут проецировать на детей.
Как писал А. П. Чехов: “Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкой своего настроения”.
Рекомендации по снижению уровня конфликтности в детско-родительских отношениях:
● Следует учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, качества его личности, темперамента, характера.● Старайтесь понять потребности ребенка, войти в его положение, не допуская обесценивания того, что его беспокоит. Даже сломанная игрушка может составить “маленькую трагедию” в жизни ребенка.
● Обязательно в семье постоянство требований, которые предъявляются ребенку, последовательность в установленной системе поощрений и порицаний.
● Необходимо учитывать физическое и соматическое состояние ребенка, когда он проявляет повышенную капризность, раздражительность, протестные формы поведения.
● Предлагайте ребенку выбор выхода из конфликтной ситуации и поощряйте конструктивное поведение. Помните, что и похвала должна быть предметной и обоснованной.
● Не допускайте физических наказаний. “Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства” В. А. Сухомлинский.
● Проводите как можно больше времени с ребенком, это дает возможность лучше понять интересы и потребности ребенка, узнать особенности его внутреннего мира, установить близкие эмоциональные связи, продемонстрировать свою любовь и заботу, создав доброжелательную обстановку в семье.
● Давайте ребенку возможность высказать свои чувства, беспокойства, гнев, раздражение. Как писал В. А. Сухомлинский: “Дети с угнетенными чувствами — это как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью”.
“Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью”, берегите и любите безусловной материнской любовью своих детей!
Материал подготовили Парфеновы Анна и Николай.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: