Профилактика и коррекция нарушений письма у детей с ОНР
Дети с ОНР требуют серьезной коррекционной работы всех компонентов речи в дошкольном возрасте. Целенаправленная системная коррекционно-развивающая работа логопеда в условиях логопедической группы предупреждает нарушения чтения и письма в школе. В нашем материале мы рассмотрим понятие навыка письма, причины появления стойких ошибок, способы и приемы их устранения.
Письмо – это сложный навык, основанный на выполнении тонких скоординированных движений рук. Техника письма требует высокий уровень развития зрительно-моторной координации.
Предпосылки речевой и орфографической грамотности, способность усваивать правила родного языка в письменной форме формируется в старшем дошкольном возрасте. Проводится активная профилактика специфических ошибок на письме (дисграфии), основным принципом которой является диагностика речевых нарушений, выявление детей группы риска и раннее начало коррекционной работы.
А.Н. Корнев выделял меры первичной профилактики, к которой относятся:
• Предупреждение патологий внутриутробного развития плода и возможных осложнений беременности матери.• Укрепление иммунной системы к инфекционным и соматическим заболеваниям ребенка первого года жизни.
• Ранняя диагностики задержки темпов речевого развития.
• Просветительская работа с родителя по нормативам речевого развития ребенка.
Профилактика нарушений письма:
• Своевременное выявление детей группы риска и раннее начало коррекционной работы;
• Формирование фонематических процессов;
• Формирование способности словоизменения и словообразования;
• Развитие связной речи;
• Развитие пространственной ориентировки;
• Формирование зрительно-моторного гнозиса;
• Обогащение словарного запаса.
Причины возникновения нарушений письма:
• Внутриутробные инфекции и родовые травмы;
• Хронические заболевания;
• Неблагоприятная речевая среда;
• Двуязычие;
• Недостаточная развитость психических функций;
• Наследственность.
Специфические ошибки на письме (Р. И. Лапаева):
• Искаженное написание букв;
• Замена букв, имеющих графическое сходство;
• Замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки;
• Искажение звукобуквенной структуры слова(перестановки, пропуски, добавления слогов);
• Искажения структуры предложения (раздельное или слитное написание слов);
• Аграмматизмы на письме (неправильное употребление падежных окончаний, согласование в роде, числе, неправильное написание предлогов).
Коррекционная логопедическая работапри нарушениях письменной речи:
Целями коррекции являются:
• развитие зрительного восприятия;
• развитие зрительно-двигательной памяти;
• развитие концентрации и устойчивости внимания;
• формирование связной речи;
• расширение и обогащение словаря;
• развитие фонематического восприятия;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
• формирование способности вычленять из речевого потока речевых единиц и их элементов;
• развитие речевых обобщений, дифференциация категорий частей речи;
• установление связи слов (согласование и управление);
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: