Психологические особенности леворуких детей
В возрасте 4–5 лет у ребенка определяется ведущая рука. Родители начинают обращать внимание на то, какой рукой ребенок берет ложку, карандаш, тянется за игрушкой. И порой с испугом обнаруживают: “Мой ребенок - левша!”, начиная задаваться тысячей вопросов: Как это отразится на его обучении, особенностях развития, не помешает ли ребенку его леворукость?!”. В нашей статье мы разведем понятия леворукости и левшества, поговорим о причинах его возникновения, механизмах работы полушарий головного мозга, о психологических и личностных особенностях леворуких детей.
Леворукость — это стойкое предпочтение ребенка пользоваться левой рукой.
Левшевство — это комплексное понятие, которое подразумевает под собой преобладающую активность правого полушария головного мозга.
Следует отметить, что процент детей-левшейсоставляет 20 - 25 процентов по всему миру.
Левое полушарие отвечает за наличие логического мышления, аналитических способностей, склонность к рационализму и даже стереотипности. Информация, которую получает ребенок, воспринимается поэтапно, последовательно, следуя определенному алгоритму, давая возможность организму приспособиться к окружающей действительности, успешно адаптироваться к любым ситуациям.
Правое полушарие. Для детей, у которых преобладает активность правого полушария, характерна повышенная эмоциональность, образность мышления, развитая интуиция. Такие дети часто обладают творческими способностями, имеют тонкое мироощущение, склонны к проявлению фантазии и отличаются развитым воображением. Обработка поступающей информации из окружающего мира происходит целостно, с опорой на зрительный анализатор, через призму своих эмоциональных ощущений.
Причины возникновения левшевства:
1. Генетическая предрасположенность.2. “Компенсаторное” левшевство, в основе которой лежит поражение левого полушария головного мозга.
3. Подражательное левшевство, когда ребенок копирует, например, кого-то из родителей.
4. “Вынужденное” левшевство, связанное с заболеванием или механической травмой правой руки.
Особенности в обучении и поведенческих проявлений леворуких детей:
1. Нарушение пространственной ориентировки. Ребенок испытывает трудности в определении сторон, овладении пространственными предлогами (над, под, перед, за и т.д.)2. Нередко наблюдается задержка речевого развития, трудности в овладении письменной речью.
● “зеркальность” на письме, чтение слов слева - направо.
● трудности воспроизведения графических рисунков, несоблюдение тетрадной клетки, строки.
● неправильное расположение рисуночных объектов на листе.
● может отмечаться неуверенный почерк, с наклоном влево.
● замедленный темп чтения.
3. Преобладает наглядно-образное мышление, которое характеризуется спонтанностью, опорой на эмоциональный фон.
4. Леворукие дети, как правило, являются экстравертами, им свойственная приветливость, выразительная мимика, открытость. Но также они в большей степени, чем правши, склонны к проявлению негативных эмоций (уныние, ярость, печаль).
5. Творческая одаренность, наличие художественных, музыкальных способностей.
6. Яркая выраженность эмоций, подверженность настроению окружающих, зависимость от него.
7. Болезненная обидчивость, застревание на своих неудачах.
8. Проявление повышенной капризности, вспыльчивости, склонность к привлечению внимания.
9. Возможна повышенная тревожность, сниженная самооценка и недостаточная уверенность в себе.
Очень важно отметить, что ведущие психологи категорически не рекомендуют переучивать левшу! Дело в том, что мозг человека обладает двумя наиважнейшими свойствами - адаптивность к новым условиям и компенсаторной способностью. Иными словами, делая упор на развитие вербально-логического мышления, аналитических способностях ребенка, на овладении счетом, умением устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, мы имеем риск обеднить эмоциональное восприятие ребенка, его картину мира. Это приведет к появлению излишней импульсивности, раздражительности, заниженной самооценке, проявлению невротических реакций (нарушение сна, аппетита, головные боли) и поведенческим нарушениям.
И в пользу этого мнения психологов, хочется отметить, что существует великое множество талантливых людей, писателей, художников, музыкантов, которые творили свои гениальные произведения левой рукой. Среди них А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. С. Лесков, Леонардо да Винчи, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен и другие.
Эксперты Академии ФАДО: Анна и Николай Парфеновы.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: