Психологические приемы в работе логопеда при коррекции заикания в школьном возрасте
Как выстроить занятие с заикающимся школьником. Реакции негативизма и нежелание идти на контакт с педагогом. Психологические тактики в работе логопеда.
Первая проблема, с которой сталкивается логопед в работе со школьником это негативизм и отсутствие мотивации к занятиям. Негативизм продиктован особенностью упражнений. Дети не хотят распевать гласные, отстукивать ритмы, выполнять упражнения фонематической ритмики считая, что все это игры для детей. Они стесняются, смущаются. Реакции негативизма описаны в психолого-педагогической характеристике детей с заиканием. Природой данного проявления является снижение адаптивных способностей ребенка.
В своей работе психологи изучают личность заикающегося, выявляют слабые стороны его характера и помогают исправить их. Психологи учат ребенка общаться в разных жизненных ситуациях. Важные для ребенка социальные ситуации обыгрываются в игровой форме: постановка сценок с использованием игрушек, рисование комиксов и историй. В момент моделирования сложных ситуаций психолог формирует правильные установки и поведенческие реакции у ребенка, учит готовым фразам для ответа. Для отработки страхов и негативизма используют техники лепки из пластилина, песочную терапию.
Помогают раскрыть свой потенциал, выразить себя творчески. С этой целью используют инструменты АРТ-терапии: музыка, живопись, театральные постановки. Детям требуется снятие психоэмоционального напряжения, зажимов.
Понимая особенности поведения детей с заиканием, мы можем использовать на занятии следующую тактику:
1. Используя игры с песком, мячом, пластилином установить контакт с ребенком. Помощником может быть рисование или техника нейрографики. Мы не просто играем с ребенком. Логопед направляет «игру» на отработку необходимого речевого материала. В дальнейшем используются классические дидактические материалы, а дополнительный стимул остаются в качестве поощрения.
2. Установить четкий алгоритм занятия. Познакомить ребенка с предстоящей работой. Не менять алгоритм занятия на протяжении всего адаптационного периода.
3. Выбирать темы для отработки речевого материала из области интересов ребенка.
4. Придерживаться свободного поведения на занятии. Если ребенку свойственно инфантильное поведение, можно работать на ковре. Или, наоборот заниматься только за столом «по-взрослому».
Самое важное на первых этапах логопедической работы с заикающимся ребенком это создание эмоционально комфортных условий.
Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог – Коновалова Людмила
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: