Развитие детской стрессоустойчивости.
“Важно помочь ребенку достигать состояния внутреннего покоя”.
Елена Камаровская.
Стресс в переводе с англ. “stress” означает напряжение, гнет, давление. Стресс оказывает влияние на поведение ребенка, на оценку им происходящей ситуации и развитие психологической структуры личности.
Стрессоустойчивый ребенок — это, в первую очередь, уравновешенный, эмоционально зрелый ребенок, способный вырабатывать эффективные модели поведения “здесь и сейчас”. Учитывая отсутствие жизненного опыта и возрастные особенности, ребенок действует методом “проб и ошибок” и нуждается в постоянной поддержке взрослого. Поэтому очень важно создание условий для детской стрессоустойчивости, которая напрямую зависит от психологического благополучия родителей. Пытаясь оградить ребенка от малейших трудностей, мы не даем ему возможность выработать “иммунитет” на стресс, пережить возникающие эмоции страха и тревоги. Создание ощущения безопасности в семье, близкие эмоциональные связи, формирование позитивного образа “Я” и адекватной самооценки станут залогом умения преодолевать жизненные трудности.
Стрессоустойчивость:
● Самопринятие. Ребенок должен принимать себя таким, какой он есть, со своими достоинствами и недостатками. В основе самопринятия лежит чувство уверенности в себе, самоуважения, которое обеспечивает благополучие и успешность в будущем. А начинается оно с принятия ребенка родителями во всех его проявлениях: шалит, дерзит, радуется, ленится, восторгается, капризничает, дурачится. Родители могут не одобрять противоречивые поступки ребенка, но не его самого. И находя в себе правильный эмоциональный отклик на поведение ребенка, у него формируется стойкое и адекватное впечатление о себе и окружающем мире.● Позитивное мышление. Это умение находить что-то хорошее в любой ситуации и радоваться тому, что это происходит. Ребенок расстроился, потому что его не отпустили гулять. Но при этом он рад, что есть возможность посмотреть любимый мультфильм или поиграть в конструктор. Позитивное мышление, в первую очередь, развивает общий эмоциональный фон в семье и пример родителей. Важно давать ребенку положительные установки и подбадривать его во всех начинаниях. Ребенок должен научиться понимать, что допускать ошибки не страшно, завтра обязательно получится лучше, чем вчера.
● Снятие напряжения. Психоэмоциональная разрядка для ребенка очень важна, так как негативные эмоции накапливаются и могут проявиться в виде капризов и истерик. Излишняя плаксивость, замкнутость, или, наоборот, агрессивность являются признаком переутомления нервной системы ребенка. Эффективными способами являются рисование, лепка, шашки, настольные игры, танцы, прослушивание классической музыки, бассейн, физические упражнения, прогулки. “Кулачки” - сжимание резиновой игрушки. “Велосипед” лежа, “Подушка - колотушка”, как конструктивное проживание агрессии и достижение расслабления.
Методы развития стрессоустойчивости ребенка:
● Психологически комфортный климат в семье. Подразумевает под собой доброжелательные взаимоотношения, понимание, доверие, удовлетворение потребности в любви, принятии, защите.● Здоровые детско-родительские отношения.Наличие близких эмоциональных связей, доверительный фон. Умение идти на контакт с ребенком, активно слушать, беседовать “по душам”, иметь тактильный контакт.
● Разумные требования к ребенку. Адекватность предъявляемых к ребенку требований с учетом его возрастных, физических и интеллектуальных возможностей формируют в нем чувство уверенности в себе, самодостаточности и устойчивую самооценку.
● Обучение приемам саморегуляции. В основе лежит умение распознавать и контролировать свои эмоции. Проговаривание эмоций: “Я злюсь, потому что…” снижает напряжение, накал эмоций, интенсивность переживаний ребенка. “Помогите ребенку облечь свои тревоги в словесную форму” Е. Камаровская.
● Позитивное отношение к себе. Формируется, когда родители сравнивают ребенка только с самим собой, не акцентируют внимание на его неудачах, всегда находят возможность подбодрить и поощрить за малейшие достижения и приложение усилий.
Развитие эмоционального интеллекта, оптимизм, опора на свои сильные стороны, ощущение своей значимости и нужности помогут ребенку справиться со стрессом и сохранить психологическое благополучие.
Психолог, логопед,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Анна Парфенова
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: