Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речевая готовность ребенка к обучению в школе
13.03.2022

Важнейшим новообразованием 7 лет является переход ребенка к социальному статусу школьника. И от того, на сколько ребенок готов к школьному обучению, будет зависеть качество усвоения школьной программы, психологический комфорт и социальная адаптация ребенка.

Готовность ребенка к школе - это комплексное понятие, включающее в себя интеллектуальную готовность, то есть сформированность психических функций восприятия, внимания, памяти и мыслительных процессов; эмоционально-волевую готовность: сформированность саморегуляции, произвольности поведения, работоспособности, умения прилагать усилия, а также достаточная эмоциональная зрелость, адекватная самооценка и позитивное отношение к окружающей действительности. И, наконец, личностная готовность предполагает сформированность внутренней позиции школьника, мотивационной сферы и коммуникативных навыков. 

Но по словам Л. С. Выготского, «есть все фактические теоретические                                           основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но     и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи», поэтому в нашей статье мы рассмотрим актуальность и критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. 

Речевая готовность включает в себя коммуникативную компетентность, как осуществление социально-психологического прогноза ситуации, программирование процесса общения и управление им. Социальная компетентность подразумевает знание и применение общепринятых норм и правил в определенных ситуациях взаимодействия. Получая социальный опыт, ребенок приобретает знания, умения, определенные модели поведения и строит свою социальную среду, в которой отражает отношения с другими участниками общения. И, наконец, языковая, или лингвистическая компетентность включает в себя владение способностью употреблять слова, предложения и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Ребенок, как в устной, так и в письменной форме овладевает фонетикой, лексикой и грамматикой русского языка. 

Говоря о воспитании культуры речевого общения, следует отметить эмотивную функцию в становлении речи. Для ребенка важно уметь давать эмоциональную оценку происходящего, озвучивать свои эмоции, переживания, находить отражение самооценки говорящего и реализовывать потребность быть услышанным. Посредством прямого выражения своих чувств происходит нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание личности. 

Речевая готовность ребенка обеспечивает психологический комфорт, социальную адаптацию, коммуникативность и успешное освоение школьных дисциплин. Основными критериями такой готовности является:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть четким и правильным произношением звуков родного языка, уметь использовать жесты и мимику в речи. Чистота звукопроизношения является основой овладения грамотой и письменной речью. Происходит полное овладение элементами культуры речевого общения. 
2. Сформированность фонематических процессов, которая включает в себя способность слышать и дифференцировать звуки, определять звуковую структуру слова, а также линейную последовательность звуков и их количество.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Ребенок должен обладать навыком различения звуков по их качественным характеристикам, умением разбирать элементы речи, что составляет основу грамотности в целом. 
4. Сформированность способности к словообразованию, владение морфологическим, синтаксическим разбором слов, умению употреблять уменьшительно-ласкательные формы, выделять звуки и различия между ними. 
5. Сформированность грамматического строя речи, которая включает в себя умение пользоваться развернутыми предложениями, владеть пересказом текста. Овладение грамматическими категориями участвует в установлении причинно-следственных связей и развитии вербально-логического мышления. В процессе становления грамматического строя речи важны уровень развития словаря и наличие речевой практики. 
6. Развитие связной речи предполагает умение характеризовать предметы, подбирать действия и признаки к ним, владеть обобщающими понятиями, употреблять в речи синонимы и антонимы, многозначные слова. Очень важно понимание и употребление фраз с переносным значением, использование метафор.

Таким образом, развитие фонематических процессов, звукобуквенного анализа, понятийного аппарата, лексики, грамматики и связной речи обеспечит успешное освоение навыков чтения иписьма в школе. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически верной речи станет залогом успешной социальной адаптации и личностного роста.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку