Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Речевое обследование ребенка подготовительной группы.

Речевое обследование ребенка подготовительной группы
18.10.2022

В возрасте 6 – 7 лет учителю – логопедуследует обратить особенное внимание на уровень развития речи ребенкадошкольного возраста и определить уровень речевой готовности к школе, от которой будет зависеть успешность усвоения школьной программы и овладение предметами русского языка и литературного чтения. В нашей статье мы рассмотрим этапы логопедического обследования всех компонентов речи.


1. Общая осведомленность. Ребенок должен дифференцированно называть свою фамилию, имя и отчество, а также ФИО своих родителей, воспитателей детского сада. Необходимо знать название страны, города, домашний адрес. Свой возраст, профессию родителей, иметь базовые представления об окружающем мире.

2. Пространственная ориентировкаРебенок должен четко ориентироваться в собственном теле, знать праву и левую руку. Ложна быть сформирована ориентация на листе бумаги (верх – низ, правый верхний угол, левый-нижний угол и т.д.). Необходимо проверить уровень овладения пространственными предлогами (над, под, перед, за, между, в, из, около). Для этого ребенку предъявляются картинки или используются кубики, деревянные геометрические фигуры (например, положизеленый кубик правее желтого, или положиквадрат над треугольником). Можно использовать картинку из сказки «репка» и задавать ребенку вопросы: «Кто стоит перед внучкой, кто находится между бабкой и Жучкой» и т.д.

3. Сформированность временных представлений. Без опоры на наглядный материал ребенок должен правильно называть последовательность времен года, называть 5-6 признаков каждого из них, знать месяца, дни недели, части суток, ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «послезавтра», «позавчера». Необходимо также проверить навык ориентации в стрелках часов, понимание понятий «минута», «час».

4. Обобщающие понятия. Ребенок подготовительной группы владеет обобщающими понятиями по всем лексическим темам (фрукты, овощи, одежда, обувь, посуда мебель, домашние и дикие животные, насекомые, транспорт, музыкальные инструменты, школьные принадлежности и т.д.)

5. Исключение понятий. Ребенку предъявляется 4 карточки с картинками, среди которых необходимо выделить лишнюю карточку по существенному признаку и объяснить свой выбор. Например, корабль, автомобиль, трамвай, автобус. Ребенок исключает корабль, потому что это водный вид транспорта, а остальные – наземный вид.

6. Связная речь. Ребенку предъявляется 6-7 карточек с сюжетными изображениями и ставится перед ним задача – разложить карточки по порядку и рассказать историю. Важно насколько ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи и может составить рассказ, используя связные развернутые предложения. 

7. Диагностика звукопроизношения. Логопед предлагает ребенку повторить фразы, чтобы диагностировать особенности звукопроизношения, искажение, смешение звуков или недостаточную их автоматизацию. 

С-Ш: По шоссе шла Саша и сосала сушку.  Шесть   сушек у шести старушек.  СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу. На сосне сидит синица, под сосной стоит лисица.  З-Ж: Режет ёжик ножиком коржик. Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.  К-Х: Вставай, Архип, петух охрип. Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.  Ч-ТЬ:  Мальчуган вздыхает тяжко: Со стола упала чашка. ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию   из лейки. Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала. Лара играла на рояле. Ла-ла-ла, лодочка плыла.


8. Слоговая структура слова. Ребенку предлагается повторить слова со сложной слоговой структурой, например, велосипедист, регулировщик. 

9. Сформированность фонематических процессов. Ребенку ставится задача повторить слоговые цепочки, например, ка- га-ка, ба-па-ба. Предъявляются парные картинки, изображения на которых необходимо назвать. Например, бочка – почка, мышка – мишка, крыса - крыша и т.д. Даются задания на определение первого, последнего звука, последовательность и количество звуков в слове.

10. Диагностика грамматического строя речи дошкольника. Образование детенышей животных (корова – теленок, лошадь – жеребенок и т.д.), употребление форм родительного падежа, предложно-падежных конструкций с предлогами, согласование существительных и числительных (четыре окна, пять окон), образование притяжательных прилагательных (заячьи уши, медвежьи лапы). Образование относительных прилагательных (варенье из клубники – клубничное варенье, кораблик из бумаги – бумажный кораблик).




Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку