Рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми
Анализ статистики и литературных данных свидетельствует о силе распространенности и неуклонного роста детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Основными методами психокоррекции является:
• Игровая терапия, как наиболее эффективная форма работы, в силу того, что игра выступает ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, до 7 лет, когда обнаруживается и диагностируется СДВГ.• Песочная терапия, которая особенна эффективна для детей до трех лет, когда речевое развитие может быть затруднено.
• Арттерапия, основанная на творческом выражении своего бессознательного.
• Музыкатерапия, особенно эффективная в коррекции эмоциональных состояний гиперактивного ребенка, его чрезмерной двигательной активности и тревожных состояниях.
• Нерратерапия – сочинение историй, которые помогают психотерапевту понять переживания ребенка, его защитные механизмы или внутренние конфликты.
Но проводя психо-коррекционную работу с детьми, имеющими данное заболевание, самым эффективным оказывается вовлечение родителей и других членов семьи, близко контактирующими с ребенком, в процесс любого метода психокоррекционной работы. В данной статье мы рассмотрим перечень рекомендаций, выполнение которых будет способствовать сглаживанию клинических проявлений СДВГ и стабилизации детско-родительских отношений.
1. Необходимо уважать и принимать ребенка таким, какой он есть, понимая, что это не его вина, и не издержки воспитания или личностные недостатки, а особенности его нервной системы.2. Будьте объективны в своих требованиях и ожиданиях по отношению к ребенку.
3. Лучшее лекарство в борьбе с гиперактивностью — это поддержание четкого распорядка дня. Соблюдение режимных моментов в отношении сна, приема пищи, занятий, досуга станет залогом успеха нормализации процессов саморегуляции, самоконтроля, произвольности поведения и эмоциональной устойчивости ребенка.
4. Эффективно вместо с ребенком изготовить график, расписание или чек-лист распорядка дня, который всегда будет находится в поле его зрения.
5. Избегайте места и мероприятия, где создается большое скопление людей, которое перевозбуждает нервную систему ребенка. Пребывание в крупных торговых центрах, с огромным количеством раздражителей или игровых комнатах, кафе с большим скоплением людей и громкой музыкой следует заменить пешей прогулкой по парку или посещением выставки, музея с детской тематикой.
6. Поощряйте ребенка за виды деятельности, которые требуют особую усидчивость и концентрацию внимания, например, настольные игры, кинетический песок, кубики, раскрашивание, конструктор, мозаика, лепка.
7. Давайте возможность ребенку физически расходовать энергию, но не при помощи игр с мячом, футбола, прыжков на батуте, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Для этих целей больше подойдут пешие прогулки, бег, посещение бассейна, статичные виды спорта.
8. Выработайте систему поощрений и наказаний, и будьте последовательны в своих действиях. Если вы что-то запретили малышу, то нельзя отменить этот запрет без веских причин. Он должен понимать, что вы добьетесь от него выполнить просьбу и тогда он получит благодарность и похвалу. Так же эта система поощрений и запретов должна быть согласована между родителями. Если запретил папа, то и мама следует такой же модели поведения.
9. Инструкции, которые даются ребенку, должны быть четкими, краткими, понятными, не более 8 – 10 слов, подчеркивая голосом и интонацией ключевые слова, желательно с подкреплением зрительным материалом.
10. В домашних условиях постарайтесь создавать часы тишины, без фонового шума телевизора, радио или компьютера.
11. В ситуации, когда ребенок перевозбужден и не может остановиться сам, следует помочь ему в этом. Прижмите к себе ребенка, обнимите его, попробуйте вместе прилечь и рассказать сказку. Возможен способ переключения внимания:предложение другого вида деятельности, отреагировать неожиданным для ребенка образом, пошутить или скопировать его действия, сменить обстановку нахождения или дать предложить попить.
12. Заранее договаривайтесь с малышом о времени занятия, игры, похода в парк, на прогулку и т.д. Возможно использование будильника или таймера.
Таким образом, применение определенных приемов взаимодействия с гиперактивными детьми нормализует эмоционально-волевую, поведенческую и коммуникативную сферу ребенка.