С чем можно столкнуться, работая с ребенком алаликом
Рубрика: Записки логопеда
Коррекция алалии. Первый этап коррекции алалии. Эмоционально-волевые проявления. Как установить контакт с неговорящим ребенком. С чем мы сталкиваемся на первых шагах коррекции алалии у детей. Как правильно себя вести с неговорящим ребенком.
Работая с неговорящими детьми, каждый раз ходишь над пропастью по канату с закрытыми глазами. Почему? Потому что все непредсказуемо и факторов для этого очень много. Подробности можно послушать на лекциях. А вот если про жизнь.
Как это выглядит на самом деле.
Ему 3-4, он врывается в кабинет переворачивая на своем пути идеально разложенные учебные пособия. Ему все равно на ваше «здравствуй» и приветственный жест, он уже лезет на шкаф или в ящики или смирно сидит под столом ковыряя стену.
Есть и другой сценарий. Открывается дверь кабинета, пара шагов навстречу, дверь закрывается одновременно с тем, как открывается рот ребенка в истошном крике. Здравствуйте, вы работаете с алалией (возможно).
Дааааа, думаете вы, убирая подальше ножницы и протягивая руку за песком, опять с начала. Ну, малыш, чем удивишь меня именно ты!
Действительно, дети все разные и факторы, влияющие на безречье тоже, а уж сочетание этих факторов бескрайнее множество. В этом и состоит сложность работы с детьми с этим речевым нарушением. Сложность и интерес одновременно! Более быстрый профессиональный рост возможен наверно только если вы работаете с безречевым ребенком с расстройством аутистического спектра, но об этом позднее.
Если вам повезло, и вы на 80% уверены, что это алалия и какая именно, то вдох-выдох, мы знаем куда идти.
А пока, давайте вытащим его из-под стола или прекратим истошный крик, он не нужен ни вам, ни ребенку, ни соседям.
Сегодня рассмотрим проблемы первых этапов коррекции, с которыми мы сталкиваемся при любой форме алалии.
1.Эмоционально-волевые нарушения у детей.
Проблема номер один. Могу дать совет, как человек много лет работающий с этими детьми. Не бойтесь! Вам страшно, ему тем более. Он не понимает кто вы и что вы от него хотите. Он не знает зачем нужны вещи в вашем кабинете. У него паника. Первичные проявления эмоционально-волевой сферы связаны именно с этим.
Как поступить? Если коротко, дайте ребенку ощущение безопасности. Узнайте, что любит ребенок. Можно спросить у родителей, можно понять наблюдая за ним.
Ковыряет стену? Возможно, ему нравится тактильные ощущения. На помощь вам придут игры с песком. Дайте понять, что вы безопасны, нам необходим лимит доверия ребенка. Впоследствии он будет делать то, что нужно вам без проявления агрессии и резких эмоциональных реакций. Это первый шажок, очень маленький, но очень важный.
2. Ребенок делает только что хочет, не реагирует на слова.
Здесь все сложнее, но первично одно у всех: они не понимают речь или совсем или ситуативно, или на бытовом уровне. Все вышеперечисленное к нам не относится, потому что задания и игры к быту не отнесешь, а социального опыта у этих детей еще нет.
Как быть? На первых этапах ваше общение с ребенком будет невербальным. Мимика, жесты, присоединение к тому, что он делает. Выполнение задания по образцу (если повезет), действия рука в руке, комментирование своих и его действий — вот наше общение в начале пути. И главное, не говорите много! Коротко (1-2 слово) и четко, интонация доброжелательная, но уверенная - это важно.
Проблем впереди много, будем знакомиться с ними в след статьях и на лекциях.