Сенситивные периоды заикания. Что относится к речевым запинкам.
Опасный возраст для возникновения заикания. На что обратить внимание в речи ребенка или первые звоночки речевой патологии. Что делать, если у ребенка появились запинки. Что относится к речевым запинкам.
На нашем курсе повышения квалификации по заиканию я подробно знакомлю слушателя со всеми нюансами данной речевой патологии. Возраст является важным пунктом как для подхода к коррекции, так и для методов, используемых в работе. Также для коррекции рецидивов имеет значение возраст дебюта заикания. А вот этого родители и не помнят, потому что не придали значения первым звоночкам. Итак, на что обращаем внимание.
Опасный возраст для заикания.
2-3 года период формирования речевого высказывания. Обращаем внимание, если ребенок растягивает слова, замирает в середине слова потом продолжает говорить. Не может высказать мысль, путается в словах, перескакивает с одного слова на другое по кругу и так и не может выразить мысль. Начинает застревать на слоге, слове или растягивать гласный. В легких случаях, когда родители так и не доходят до логопеда, ребенок замедляет речь и первое слово предложения говорит нараспев.
Вышеописанные проявления описаны в литературе и при нормальном речевом развитии. Как же определить норма это или патология? Вот именно поэтому при любых изменениях в речи ребенка стоит обратиться к логопеду. В норме подобные особенности остаются совершенно не заметны для глаза, т.к. имеют невыраженный и краткосрочный период.
Почему заикание пропускают в этом возрасте? Речь ребенка далека от совершенства, все списывают на возраст, плохих воспитателей или злых собак. Приходят к специалисту лишь те, у кого заикание сильно прогрессирует.
В моей практике был случай. Родители привели на диагностику ребенка 2 года 3 месяца через 2 дня после появления запинок. Клоническая судорога на первом слоге в начале предложения. Через неделю, после первых запинок, ребенок запинался на каждом слове в предложении. Благодаря комплексному подходу и раннему обращению за помощью нам удалось стабилизировать состояние и в дальнейшем получить хорошую динамику в коррекции. Был и другой случай, когда за помощью обратились через год после первых запинок. Родители не придали значение, что речь ребенка стала прерываться. Сигналом послужило, что он стал говорить очень мало и коротко. Дыхательная судорога, 4 года. Коррекция осложнилась выраженным речевым негативизмом у ребенка.
6-8 лет. Сложный этап во всех отношениях. Для многих детей с ослабленной или незрелой нервной системой он становится критичным для появления неврологических и речевых нарушений. В моей практике чаще всего дети этого возраста приходили с растягиванием слогов и повторным написанием слогов в слове. Для детей раннего возраста основным специалистом в борьбе с заиканиембудет логопед. Для школьника ведущий специалист определяется по результатам диагностики. Если появились повторы слов, слогов, перехваты дыхания, повторное написание букв и слогов в слове, то следует обратиться к логопеду. Особое внимание в этом возрасте следует обратить билингвам. Любые запинки в речи ребенка или при чтении повод для посещения логопеда.
Именно логопед, а не психолог или нейропсихолог сможет диагностировать заикание на ранних стадиях.
14-16 лет. В этом возрасте, как правило, мы уже работаем с рецидивом заикания. Дебют данной речевой патологии может быть из-за травмы или болезни. Если произошел рецидив, основным специалистом в работе с подростком будет психолог. Дети испытывают новый виток социализации и развития личности. Очень велико влияние социального фактора на данном этапе жизни. Не в компетенции логопеда разбираться с вопросами социальной психологии, психоэмоциональных реакций на стрессовые ситуации и особенностях формирования личности. Но, именно логопед должен провести диагностику и определить дальнейший план действий. Опишу пример из своей практики. На занятия пришел мальчик 15 лет. Запинки в речи начинались только при самостоятельном высказывании (придумай историю, составь рассказ). В диалоги вступал неохотно, дефект свой осознавал. Проблема у моего ученика была на уровне лингвистического кодирования (он не мог быстро подбирать слова к своей мысли). 4 занятия ребенок приходил и просил поиграть в песок. Сидел, рисовал на нем картинки пальцем и спокойно без запинок разговаривал. Причина была в общении со сверстниками. Мальчик очень остро реагировал на шутки, замечания. Заниженная самооценка послужила стартом для рецидива заикания. С формированием высказывания мы разобрались достаточно быстро и количество запинок в речи снизилось. Но заикаться он перестал только после работы с психологом.
Важно определить заикание на начальных стадиях и подобрать правильный подход в коррекции.
Подробно мы разбираем заикание на нашем курсеhttps://fado-dpo.ru/top/pedagogika-pk/zaikanie-logonevroz-u-detey-mladshego-vozrasta-provedenie-korrektsionnoy-raboty-logopeda/ Я жду вас на лекциях.
Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог – Коновалова Людмила
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: