Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Школьная травля. Психологический разбор произведения “ЧУЧЕЛО”.

Время чтения: 3 минуты
Вам могут быть полезными:
20.08.2024

“Кто за бойкот?

И все ребята подняли руки. Целый лес рук. А многие так ждали справедливости, что подняли сразу две руки”. 

В. Железников.


tvgergbu1t9r0ofhgprdvkc7ppubz6td.png


Яркой иллюстрацией детской жестокости, поражающей до глубины души, является произведение Владимира Железникова "Чучело", по мотивам которого в 1983 г выходит одноимённый фильм. Фильм тяжёлый, суровый, который наглядно обнажает проблемы школьной травли. До сих пор его сцены отзываются болью. Болью Лены Бессольцевой.

В нашей статье мы разберем классическую ситуацию буллинга на примере этого произведения, психологический портрет участников травли и модели их поведения. 

В провинциальную школу приходит новенькая и становится объектом насмешек и унижений одноклассников. Лена спокойная, молчаливая, доверчивая. Ребята считают её странной. Она отличается от остальных. К тому же, девочка-сирота, заступиться за неё некому. А несколько чудаковатого дедушку они не воспринимают всерьёз.

Лена во всем винит себя и ищет оправдания поступкам одноклассников, иногда даже улыбаясь в ответ. Но постоянные насмешки, унижения, издевательства доводят девочку до состояния "Если побежал, значит уже виноват!". Становясь изгоем, она демонстрирует силу духа. Издевательства выносит гордо. Решаясь на отчаянный поступок - побриться налысо, она бросает вызов обидчикам, становится тем самым Чучелом, что только закаляет её характер.

Персонаж В. Железнякова Лена Бессольцева является классическим примером жертвы буллинга. Чувство вины, поиск собственных недостатков, оправдание действий обидчиков, осознание своей никчемности и ненужности характеризует “жертву”. Эмоциональная уязвимость, подверженность чужому мнению, низкая самооценка, социальная дезадаптация. Впоследствии накопление чувства обиды выливается в деструктивное поведение жертвы. Происходит ломка в сознании подростка, “взрыв”, протест. Народная мудрость гласит: “Крыса, которую загоняют в угол, набрасывается”.  Или же, наоборот, нервная система ребенка не выдерживает эмоциональной нагрузки, что наносит урон его психическому здоровью (невротизация, социальная изоляция, нарушение коммуникации и развития эмоционально-волевой сферы). 

А самое страшное, что взрослые не придавали значение тому, что происходит в классе. Маргарита Ивановна не является для подростков авторитетом. Занимается личной жизнью, и к проблемам в классе относится поверхностно. Дедушка любит девочку, но в силу своей некоторой странности, тоже не в силах ей помочь. "Всех в детстве дразнят, и меня дразнили...и ничего".

Безучастное поведение взрослых в ситуации буллинга приводит к тяжелым последствиям для всех его участников. Причинами такого поведения может быть недооценивание происходящей ситуации, непринятие “слабости” своего ребенка, страх взятия на себя ответственности, халатное отношение к родительским обязанностям, попустительский стиль воспитания и т.д.

Сами подростки, при всей их жестокости, оказываются несчастными. У кого-то развелись родители, и они вынуждены жить в разных городах. У кого-то отец пьёт и в семье вечно не хватает денег. Свою неудовлетворенность и агрессию дети срывают на травле слабой и незащищенной Лены. Хорошо описывается внутренний конфликт. Есть мальчик Дима, который высказывает Лене свою симпатию. Но в итоге ему не хватает духу признаться, он предаёт одноклассницу и присоединяется к общей травле.

Зачинщики буллинга склонны к агрессии, как правило, имеют заниженную самооценку, социально не адаптированы, вспыльчивы, с низким уровнем эмпатии, склонны к стремлению показать свое превосходство, самоутверждаться за счет более слабых. Такие личностные качества и модели поведения обусловлены наличием внутренних конфликтов и психотравмирующих ситуаций в семье. 

Это произведение пропитано жестокостью, немыслимой несправедливостью и болью. Но все же не оставляет после себя чувства безысходности. Школьники осознают ужас того, что они сделали. И оставляет надежду, надпись, оставленная мелом на доске:

"Чучело, прости нас!"


Материал подготовили Анна и Николай Парфеновыэксперты Академии ФАДО







Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:


index.jpeg



Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:


pngwing.com.png   854.png

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку