Шпаргалка для родителей. Аутичный ребенок.
«Аутичность» от греческого «сам» - обозначает уход от реальности в мир собственных переживаний. Этот термин впервые был введен психиатром Э. Блейером, и обозначает целый комплекс психических и поведенческих реакций, неврологическое нарушение, которое вызывает проблемы в коммуникации и трудности в адаптации ребенка к новым условиям.
Формы проявления аутизма.
1. Полная отрешенность от реального мира. Ребенок с раннего детства очень закрытый, не активный, демонстрирует дискомфорт в ситуации контактов с внешним миром. Такие дети, как правило, не проявляют инициативы в общении, сами ничего не просят, не обращаются ко взрослым. Не используют средства коммуникации – речь, жесты, мимику, находятся в глубокой отрешенности от происходящего вокруг.
2. Активное отвержение. Дети с данной формой аутизма менее ранимы в коммуникации с внешним миром. Для них характерное строгое соблюдение стереотипов, которые касаются любой сферы жизни ребенка. Наиболее ярко симптоматика аутизма проявляется с возрастом, когда появляется необходимость выходить из границ своего домашнего окружения, расширять круг общения. У таких детей наблюдается множество стереотипных двигательных реакций, навязчивых движений. Речь специфическая, ребенок запоминает и оперирует определенными речевыми штампами, которые подходят для той или иной ситуации. Речь отрывистая, скандированная.
3. Захваченность артистическими интересами. Ребенок увлечен одними тем же занятием, имеет один постоянный интерес, достаточно конфликтен. Как правило, интеллект у данной группы детей, выше возрастной нормы. Они обладают большим словарным запасом, речь обогащена сложными оборотами, книжными фразами. Возникают сложности в понимании переносного смысла, метафор.
4. Преобладание трудности организации общения и взаимодействия. Основная проблема - недостаточная развитость коммуникативных навыков, неумение взаимодействовать с другими людьми, организовывать игровую и учебную деятельность. Речь, как правило, агграматична и отмечается скудный словарный запас.
По статистике, дети с глубокой формой аутизма встречаются один на тысячу. Преобладающее большинство детей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, имеют лишь отдельные признаки аутизма. Среди мальчиков аутизм диагностируется в 5 раз чаще,чем среди девочек.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми.
1. Необходимо принимать поведенческие особенности ребенка такими, каковыми они являются и суметь найти его «сильные» стороны.
2. В воспитании и обучении детей - аутистов необходимо отталкиваться от его интересов.
3. Необходимо строго придерживаться выработанного графика дня и ритма жизни ребенка.
4. Необходимо научиться распознавать малейшие изменения в вербальном и невербальном поведении ребенка, которые свидетельствуют о его дискомфорте.
5. Стараться присутствовать как можно чаще рядом с ребенком, когда он занимается игровой или учебной деятельностью.
6. как можно чаще беседуйте с ребенком, рассказывайте ему что-то, даже, если вам кажется, что он вас не слышит.
7. Терпеливо и поэтапно объясняйте ребенку то, что ему необходимо выполнить, делая опору на наглядный материал (картинки, схемы, графики, рисунки).
8. Следите за тем, чтобы у ребенка была возможность отдохнуть при наступлении переутомления нервной системы.
9. Используйте совместные игры, которые развивают воображение и творческий потенциал ребенка.
10. Эффективно применение двигательных игр и упражнений, так они позволяют ребенку изучить и чувствовать свое тело, улучшать развитие общей моторики.
11. Выбирайте игры, которые находятся в зоне интересов самого ребенка.
12. Использование дыхательных и релаксационных упражнений. В этом может помочь рисование красками, работа с крупами, песком, водой.
13. Ритмичные упражнения, игры с движениями способствуют тому, что ребенок отвлекается от навязчивых стереотипных движений, которые свойственны ему.
14. Необходимо быть крайне осторожными, чуткими и деликатными в общении с ребенком, учитывая его особенности и ранимость.
15. Установить доверительную атмосферу поможет совместное чтение и последующее обсуждение сказочных персонажей, используя момент для тактильных ощущений (погладить ребенка, обнять, посадить на колени).