Шпаргалка для родителей. Тревожный ребенок
Тревожность – это устойчивое состояние проявления беспокойства, которое сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Часто тревожность возникает из-за неудовлетворения возрастных потребностей ребенка, малыши нуждаются в постоянном присутствии мамы, как ощущение безопасности, дети дошкольного возраста испытывают тревогу в новой обстановке, подросткам необходимо уважение и признание их права на собственное мнение и свободу выбора.
Критерии определения тревожности:
1. Беспокойное поведение.2. Трудность концентрации внимания.
3. Раздражительность.
4. Мышечное напряжение.
5. Выполнение любого задания сопровождается излишним беспокойством.
6. Ребенок часто смущается.
7. Легко расстраивается.
8. Боится браться за новое дело.
9. Плохо переносит ожидание.
10. Излишне самокритичен.
11. Снижена самооценка.
12. Не уверен в себе.
13. Жалобы на недомогание.
14. Потеет, когда волнуется.
15. Нарушен сон и имеются трудности засыпания.
16. Наблюдается снижение аппетита.
17. Учащенное сердцебиение.
18. Холодные и влажные руки.
19. Сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах.
Как помочь тревожному ребенку?
1. Избегайте игр и упражнений, в основе которые лежит соревновательный аспект и учитывается скорость их выполнения.2. Включение в новую игру тревожного ребенка должно происходить поэтапно, дав ему возможность адаптироваться к новым правилам игры и ее участникам.
3. Не рекомендуется использовать игры с закрытыми глазами, так как это создает ощущение дополнительной опасности.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Старайтесь делать ему, как можно меньше замечаний, и только по делу, уверенным спокойным голосом.
6. Часто обращайтесь к ребенку по имени.
7. Очень важно использовать телесный контакт в общении с ребенком.
8. В течении дня можно проводить релаксационные и дыхательные упражнение, так как состояние тревоги сопровождается мышечными зажимами.
9. Наказания необходимо использовать только в крайних случаях.
10. Будьте последовательны в своих действиях. Если вы всегда что-то разрешали ребенку, не следует запрещать ему это без весомых на то причин.
11. Будьте объективны в своих ожиданиях, не предъявляйте ребенку завышенных требований.
12. Если ребенку с трудом удается программный материал, окажите ему поддержку.
13. Создавайте ситуацию успеха, которая будет способствовать повышению самооценки.
14. Хвалите ребенка за малейшие достижения. Но это похвала должна быть предметной, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят.
15. Выберете для ребенка кружок или секцию, где бы он смог себя проявить и почувствовать свою уверенность.
16. Демонстрируйте модели уверенного поведения, чтобы стать примером для ребенка и показать, что окружающий мир не несет в себе столько угрозы.
17. Тревожный ребенок часто не сообщает о своих трудностях открыто, поэтому следует мягко и ласково привлекать его к обсуждению проблем.
18. Доверяйте своему ребенку и будьте с ним честны.
19. Ваша собственная уверенность и спокойствие будут передаваться ребенку.
20. Понаблюдайте за ребенком и в случае, если тревожное состояние имеет устойчивый характер, проявляется во всех сферах жизни ребенка и сохраняется в течении полугода, обратитесь за помощью к детскому психологу.