Синдром дефицита внимания. Определяем причины
Когда ребёнок не говорит или говорит хуже сверстников, «на своём» языке или использует мимику и жесты вместо слов родители приходят на консультацию к логопеду. Известно, что причинами задержки речевого развития могут быть нарушения перинатального развития, например гипоксии (недостаточное количество кислорода). Но есть и другие причины.
Логопеду и родителям, прежде всего, надо научиться наблюдать. Наблюдение за двигательной активностью малыша, за его реакциями на предложенную игру или за способом манипуляции с игрушками поможет прояснить ситуацию. Активного малыша видно сразу: он бегает по кабинету, без разрешения открывает шкафы, достаёт предметы, игрушки, влезает на стулья, столы, подоконник.
Не многие родители и даже педагоги знают, что такое СДВГ, но многие бросаются этим термином, ставят диагнозы, дают рекомендации и даже назначают «лечение». А между тем синдром дефицита внимания у детей может быть вызван мутацией гена SLC6A2 и действием медиатора норадреналина. Логопед, зная об этом, может лишь предположить с чем связаны нарушения речи и перенаправить малыша к неврологу.
Несмотря на то, что высокая двигательная активность малышей это очень хороший показатель не стоит рассматривать это вне контекста и вне ситуации. Например, в кабинете логопеда ребёнок бросает предметы на пол, отвергает любые предложенные игры, не может сосредоточиться больше минуты на игре, бросает её. Потом просит другую, снова бросает и так далее. Только не путайте дефицит внимания и детскую любознательность.
Иногда родители говорят: «ему просто не интересно», «дома и так всё это делает». Да, делает, но как? Дефицит внимания приводит к тому, что ребёнок просто не даёт возможности сам себе чему-либо научиться. Хаотичные манипуляции с предметами и быстрый спад интереса, разбрасывание игрушек часто сопровождается агрессией, истериками при попытке остановить.
Не удивительно: норадреналин — это нейромедиатор, который снижает чувство страха и вызывает прилив энергии. А еще он повышает уровень агрессии.
Кроме того, доказано, что высокий уровень норадреналина в крови приводит к снижению аналитических способностей, нарушениям (снижению) зрения.
Просто наблюдений за ребёнком для постановки диагноза СДВГ недостаточно, а анализ крови на определение уровня нейромедиаторов и нейромодуляторов назначается неврологом по показаниям.
К сожалению, не всегда родители обращаются к неврологу и не всегда можно ожидать быстрых и устойчивых результатов работы логопеда.
Сегодня я дам несколько рекомендаций родителям очень активных детей:
• повышение двигательной нагрузки ребёнка (прогулки гимнастика, плавание, танцы, спортивные секции).
Одним из важных условий эффективной работы логопеда остаётся условие повышения родительской компетентности в вопросах логопедии, психологии, воспитания детей.
Академия ФАДО всегда на связи, наши специалисты психологи, дефектологи, логопеды помогут. В вот ссылка на наш логопедический клуб для логопедов и заботливых родителей
Ваш логопед, эксперт Академии ФАДО, Столярская Светлана
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: