Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Современные логопедические технологии.

13.03.2022

Педагогическая технология, как совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют методы, способы и приемы обучения, появилась относительно недавно. И рассматривается как организационно – методический инструментарий педагогического процесса, направленный на решение поставленных задач. 

В нашей статье мы рассмотрим логопедические технологии, которыми оперирует в своей работе учитель – логопед. Современная логопедия, находясь в поиске оптимизации процесса обучения и развития, имеет в своем арсенале ряд технологий, которые направлены на диагностику и коррекцию речевых нарушений. 

Одной из востребованных и эффективных технологий является логопедический массаж, как активная процедура механического воздействия наречевой аппарат, при котором производится стимуляция нервных окончаний, укрепление и расслабление мышц. Показаниями к проведению логопедического массажа является гипертонусязыка, нарушение жевательной и глотательной функции, наличие короткой уздечки, неправильный прикус, дизартрия и повышенная саливация. В комплексе с артикуляционной гимнастикой и, при необходимости, с медикаметознымсопровождением, логопедический массаж применяется при постановке звуков, стимуляции процесса вызывания речи, нормализацией дыхания и снятия тонуса мышц речевого аппарата в целом. Необходимо отметить, что проведение данной технологии оказывает влияние на весь организм,так как происходит стимуляция обмена веществ, улучшается кровообращение, лимфоотток, работа нервной и мышечной системы, повышается общий эмоциональный фон.

Технология коррекции звукопроизношения осуществляется последовательно и поэтапно. Подготовительный этап подразумевает выработку точных артикуляционных движений, формирование воздушной струи, развитие мелкой моторики, фонематических процессов. Второй этап работы включает в себя формирование произносительных умений и навыков. Это постановка изолированного звука, его автоматизация и дифференциация. На третьем этапе работы формируются коммуникативные умения и навыки. Здесь используются приемы демонстрации артикуляции, фонематический анализ и синтез, прием связи звука и буквы.

Среди основных технологий постановки звуков выделяют три способа: имитативный – когда ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, позволяющую правильно произнести звук, опираясь при этом на зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Второй способ постановки звуков – механический, при котором учитель – логопед воздействует на речевой аппарат с помощью шпателей и зондов.  И третий способ – смешанный, при котором механическая помощь применяется как дополнение к классическим приемам постановки звуков.

К технологиям формирования речевого дыхания при заикании относится дыхательная гимнастика и упражнения. Активно используется аппарат БОС, который оказывает влияние на пульс, дыхание, мышечный тонус, давление и электрическую активность мозга. Выполняет психотерапевтические функции: снимает стресс, тревожность, невротические состояния, нормализует сон, улучшает речь и борется с симптоматикой СДВГ.

Технология коррекции голоса при ринолалииподразумевает развитие природных голосовых данных, двигательной функции гортани, постановку физиологического и фонационного дыхания, а также профилактику дистрофии мышц речевого аппарата. Коррекция ритмической способности речи при ринолалии осуществляется в три этапа: организация движений, которые имеют музыкальное сопровождение, опора на зрительную, слуховую и тактильную модальность, затем построение ритмических моделей, которые основываются на слухопроизносительных, речедвигательных и двигательно-слуховых координациях. В завершающий этап работы логопеда входит развитие слогоритмической и звукослоговой структуры слова.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании включает в себя развитие общей и мелкой моторики, обучение способам воспроизведения различных темпов речи, речевых и неречевых движений. 

К технологиям формирования интонационной стороны речи относят выработку речевого дыхания, формирование речевого слуха, автоматизация навыков произнесения гласных в ударной позиции, массаж и самомассаж.

Кроме того, в современной логопедии широкое применение приобретают здоровьесберегающиетехнологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

К ним относятся, прежде всего, арт-терапевтические технологии, которые способствуют самовыражению, развитиюличности, формированию познавательной и эмоционально-волевой сфер. Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые использует в своей работе учитель-логопед: рисование, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, драматургия, цветотерапия, сказкотерапия, пескотерапия. Остановимся на некоторых из них. 

Особенно широкое распространение в логопедической работе приобрела логоритмика, или игровая гимнастика, которая сочетает в себе слова, музыку и движения. Логоритмика укрепляет костную, мышечную системы, развивает дыхание, координацию движений, фонематическое восприятие и чувство ритма, стимулирует клетки головного мозга и создает положительный эмоциональный фон.

Все большую популярность приобретает применение сказкотерапии в работе учителя-логопеда. Это комплексный и универсальный метод воздействия на ребенка, который активизирует воображение, творчество, самостоятельность мышления, регуляцию эмоциональных реакций, способствует развитию словаря и связной речи. Технология сказкотерапии решает ряд коррекционно-образовательных задач: развитие всех компонентов речи, фонематического восприятия, расширение и обогащение словаря. В перечень коррекционно-развивающих задач входит развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, развитие общей и мелкой моторики. Метод сказкотерапии несет в себе и воспитательные функции, что способствует духовному росту и формированию положительных личностных качеств.

Широко используется мнемотехника, как система методов и приемов, обеспечивающих развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотаблицы в логопедической работе используются для формирования фонетической стороны речи, развития мимической и артикуляционной моторики, для автоматизации звуков, развития связной речи и обучения грамоте. 

В последние годы стало актуальным внедрять в коррекционно-развивающую работу логопеда метод цветотерапии, в основе которого лежит воздействие на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Использование цветотерапии решает несколько основных задач: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематических процессов, грамматического строя речи и психоэмоционального состояния ребенка. 

Таким образом, современная логопедия ищет все более новые и эффективные способы коррекции речевых нарушений и создания условий для обучения и воспитания детей, эмоционального, психического и интеллектуального развития, их социального становления и личностного роста.

Оцените статью:
(0)

Возврат к списку