Субъекты инклюзивной образовательной практики: роли и функции
Важнейшим аспектом в вопросе понимания феномена инклюзии является вопрос того, кто же выступает ее субъектом? Попробуем ответить.
Безусловно, в первую очередь это ученик, имеющий особые образовательные потребности. Эти потребности определяют те специальные условия образования, в которых потенциальные возможности развития ребенка будут в максимальной степени реализованы. В условиях инклюзивного образования обучающиеся с ОВЗ выступают не только в качестве субъектов педагогической деятельности, то есть непосредственно учебного процесса или психолого-педагогического сопровождения. Надо отметить, что эти учащиеся являются важными факторами изменений в образовательной практике, как на уровне других субъектов (обычные дети, обычные родители, педагоги) так и на уровне собственно системы.
✓ дают возможность рефлексировать, развивать и проявлять эмпатию и другие важные личностные качества;
✓ изменяют образовательную практику через трансформацию учебных программ, методов и технологий, адаптирующихся под разнообразные потребности обучающихся;
✓ способствуют сплоченности детского коллектива, зарождению и поддержанию крепких дружеских связей безотносительно наличия инвалидности. Например, дети ходят в один детский сад, потом в школу и кружки.
✓ способствуют привлечению в образовательную организацию финансовых ресурсов, что способствует расширению и повышениюкачества материально-технической базы, расширению штатов специалистов.
Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются обычные школьники. Для них опыт обучения в инклюзивном классе оказывается чрезвычайно важным с точки зрения их персонального развития с одной стороны. С другой стороны, совместное обучение оказывается чрезвычайно важным для их одноклассников с ОВЗ.
✓ выступают в качестве модели или образца социальной и коммуникативной нормы для одноклассников с ОВЗ. Создание в образовательной организации условий для наблюдения и обмена разными моделями поведения в тех или иных социальных ситуациях способствует повышению социальной и коммуникативной компетентности детей с ОВЗ и инвалидностью.
✓ вовлекают в инклюзивный учебный процесс (помощь), получают преимущества в том, что сотрудничество и наставничество с их стороны в адрес обучающихся с ОВЗ способствуют повышению их самооценки, глубины и качества овладения академическими навыками;
✓ получают возможность естественным образом овладеть альтернативными средствами коммуникации (язык Брайля, жестовый язык, дактилология).
Важно учитывать, что субъектами педагогической деятельности, в том числе в условиях инклюзии является взрослое сообщество школы – это администрация, все родители и педагоги.
Роль администрации в реализации инклюзивной практики трудно переоценить. Ибо именно администрация должна быть образцом инклюзивной образовательной культуры и инклюзивной практики.
✓ пропагандирует ценности инклюзии через все доступные средства;
✓ при любой возможности (публикации, общение с родительской общественностью, открытость для работы с общественными организациями и родительскими сообществами);
✓ формирует позитивное отношение к ценностям инклюзии, оценивает вклад тех людей, которые поддерживают эту идею;
✓ привлекает необходимые материальные, кадровые, методические ресурсы;
✓ осуществляет мониторинг динамики инклюзивной культуры, ее влияния на академическую успешность и социальное поведение учеников.
Педагоги, работающие в разнообразной детской среде, также являются и акторами инклюзии и ее бенефициарами.
✓ профилактируют буллиноговые тенденции в детской среде;
✓ способствуют раскрытию и развитию потенциалов каждого ребенка;
✓ создают условия для поддержания успешности каждого ученика;
✓ учатся находить подходы к каждому ученику;
✓ интегрируют специальные педагогические методы, приемы, технологии в «массовую» практику;
✓ развивают свои личностные способности (рефлексию, эмпатию, коммуникативную компетентность);
✓ учатся работать в междисциплинарной команде специалистов;
✓ транслируют инклюзивные ценности образования в широкий социальный контекст.
Родительское сообщество важнейшая часть субъектов образовательной инклюзивной практики. Какие основные роли и функции можно выделить в данном случае?
✓ содействие трансляции и внедрению инновационных образовательных, социальных, реабилитационных практик в работу администрации, педагогов;
✓ оказывают поддержку тем, кто в ней нуждаются;
✓ транслируют инклюзивную культуры и соответствующие паттерны поведения как для своих детей, так и в более широком социальном контексте;
✓ формируют и транслируют консолидированный социальный запрос на уровне гражданского общества.
Таким образом, мы рассмотрели основные субъекты и их роли в образовательной инклюзивной практике. Безусловно, перечисленной позиции не исчерпывают все возможное. Однако они дают важнейший вектор формирования инклюзивной культуры в каждой образовательнойорганизации.
Вопросы можно задать по тел. 8 (800) 551-52-41
или написать WhatsApp https://wtsp.cc/79151563985