Федеративная академия дополнительного образования
8 (800) 600 17 76

Субъекты инклюзивной образовательной практики: роли и функции

Субъекты инклюзивной образовательной практики: роли и функции
21.06.2022

Важнейшим аспектом в вопросе понимания феномена инклюзии является вопрос того, кто же выступает ее субъектом? Попробуем ответить.

Безусловно, в первую очередь это ученик, имеющий особые образовательные потребности. Эти потребности определяют те специальные условия образования, в которых потенциальные возможности развития ребенка будут в максимальной степени реализованы. В условиях инклюзивного образования обучающиеся с ОВЗ выступают не только в качестве субъектов педагогической деятельности, то есть непосредственно учебного процесса или психолого-педагогического сопровождения. Надо отметить, что эти учащиеся являются важными факторами изменений в образовательной практике, как на уровне других субъектов (обычные дети, обычные родители, педагоги) так и на уровне собственно системы. 


✓ предоставляют уникальный опыт взаимодействия и коммуникации с человеком по другому воспринимающим и реагирующим на окружающий мир, что стимулирует поиск эффективных путей понимания друг друга и диалога;
✓ дают возможность рефлексировать, развивать и проявлять эмпатию и другие важные личностные качества;
✓ изменяют образовательную практику через трансформацию учебных программ, методов и технологий, адаптирующихся под разнообразные потребности обучающихся;  
✓ способствуют сплоченности детского коллектива, зарождению и поддержанию крепких дружеских связей безотносительно наличия инвалидности. Например, дети ходят в один детский сад, потом в школу и кружки.   
✓ способствуют привлечению в образовательную организацию финансовых ресурсов, что способствует расширению и повышениюкачества материально-технической базы, расширению штатов специалистов. 

Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются обычные школьники. Для них опыт обучения в инклюзивном классе оказывается чрезвычайно важным с точки зрения их персонального развития с одной стороны. С другой стороны, совместное обучение оказывается чрезвычайно важным для их одноклассников с ОВЗ. 


✓ способствуют эффективному социально-личностному развитию обучающихся с ОВЗ. Это может быть достижимо, если в фокусе внимания взрослого сообщества (педагогов, администрации, родителей) будет созданиесоциальной среды, в которой поощряется разнообразие возможностей, оцениваются не только академические успехи. 
✓ выступают в качестве модели или образца социальной и коммуникативной нормы для одноклассников с ОВЗ. Создание в образовательной организации условий для наблюдения и обмена разными моделями поведения в тех или иных социальных ситуациях способствует повышению социальной и коммуникативной компетентности детей с ОВЗ и инвалидностью.   
✓ вовлекают в инклюзивный учебный процесс (помощь), получают преимущества в том, что сотрудничество и наставничество с их стороны в адрес обучающихся с ОВЗ способствуют повышению их самооценки, глубины и качества овладения академическими навыками;
✓ получают возможность естественным образом овладеть альтернативными средствами коммуникации (язык Брайля, жестовый язык, дактилология).


Важно учитывать, что субъектами педагогической деятельности, в том числе в условиях инклюзии является взрослое сообщество школы – это администрация, все родители и педагоги. 

BE92F267-4D23-4DB2-B8CE-48B16460091E.jpeg


Роль администрации в реализации инклюзивной практики трудно переоценить. Ибо именно администрация должна быть образцом инклюзивной образовательной культуры и инклюзивной практики.


✓ определяет и формулирует цели инклюзии вданной образовательной организации, формирует на этой основе инклюзивнуюкорпоративную культуру школы;
✓ пропагандирует ценности инклюзии через все доступные средства; 
✓ при любой возможности (публикации, общение с родительской общественностью, открытость для работы с общественными организациями и родительскими сообществами); 
✓ формирует позитивное отношение к ценностям инклюзии, оценивает вклад тех людей, которые поддерживают эту идею;
✓ привлекает необходимые материальные, кадровые, методические ресурсы;
✓ осуществляет мониторинг динамики инклюзивной культуры, ее влияния на академическую успешность и социальное поведение учеников.


Педагоги, работающие в разнообразной детской среде, также являются и акторами инклюзии и ее бенефициарами. 


✓ организуют взаимодействие детей с учетом особенностей и возможностей каждого;
✓ профилактируют буллиноговые тенденции в детской среде;
✓ способствуют раскрытию и развитию потенциалов каждого ребенка;
✓ создают условия для поддержания успешности каждого ученика;
✓ учатся находить подходы к каждому ученику;
✓ интегрируют специальные педагогические методы, приемы, технологии в «массовую» практику;
✓ развивают свои личностные способности (рефлексию, эмпатию, коммуникативную компетентность);
✓ учатся работать в междисциплинарной команде специалистов;
✓ транслируют инклюзивные ценности образования в широкий социальный контекст.


Родительское сообщество важнейшая часть субъектов образовательной инклюзивной практики. Какие основные роли и функции можно выделить в данном случае?


✓ формируют социальное сообщество, объединенное ценностями инклюзии;
✓ содействие трансляции и внедрению инновационных образовательных, социальных, реабилитационных практик в работу администрации, педагогов;
✓ оказывают поддержку тем, кто в ней нуждаются;
✓ транслируют инклюзивную культуры и соответствующие паттерны поведения как для своих детей, так и в более широком социальном контексте;
✓ формируют и транслируют консолидированный социальный запрос на уровне гражданского общества.


Таким образом, мы рассмотрели основные субъекты и их роли в образовательной инклюзивной практике. Безусловно, перечисленной позиции не исчерпывают все возможное. Однако они дают важнейший вектор формирования инклюзивной культуры в каждой образовательнойорганизации.




В Академии ФАДО вы можете пройти обучение по программе «Дошкольная педагогика и психология. Воспитание и обучение детей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» и получить диплом о профессиональной переподготовке.

Программу курса и цены можно посмотреть на сайте: https://distant-dpo.ru/pedagogika
Вопросы можно задать по тел. 8 (800) 551-52-41
или написать WhatsApp https://wtsp.cc/79151563985



Оцените статью:
(0)

Возврат к списку