Учимся сливать звуки в слоги. Слоги в слова.
Ребенок уже ловко узнает и называет буквы. Ищет их в словах, показывает на картинках и рекламных баннерах. Переходим к чтению слогов. Обычно на этом этапе мы не задерживаемся, тк в привычных букварях уже на этапе изучения гласных букв мы начинаем произносить буквы в сочетании, пропевая слоги. Начиная изучать согласные, ребенок уже достаточно ловко сливает согласный и гласный и проблем со слогами не встречает, плавно переходя к слоговому чтению. Если у вас всё хорошо, вы можете пропустить пару абзацев данной статьи и перейти к словам. Мы поговорим о случаях, когда ребенок произносит слог не сливая звуки, а просто перечисляет увиденные буквы.
Здесь важное правило. Обучая ребенка чтению, не разрешается ему давать неправильный пример! Пример: Слог МА. Взрослый произносит М пауза А, получилось МА.
Не путайте ребенка. Правильно учить: «смотри МмммАаа (тянем) - МА (называем коротко)». Ребенок должен научиться переключать взгляд с буквы на букву, параллельно, плавно переключать артикулему за артикулемой на одном выдохе. Иначе как он у вас прочитает слово ПАРОХОД?
Рекомендуем упражнения для отработки слогов:
Пример: В___________А. Начинаем произносить звук, ведем пальчиком по дорожке, звук тянем, в конце произносим второй звук. Главное не прерываться. В конце повторяем слог коротко.
• Лифт.
Возьмите несколько согласных. Это могут быть карточки или буквы из магнитной азбуки. Выстраиваем столбик из согласных. Подставляем гласную к каждой согласной и произносим получившиеся слоги. «Лифт» двигается вверх, вниз.
В норме рекомендуется для автоматизации навыка чтения, но не для первичного обучения слогу. Данный способ широко используется для обучения чтению детей со сложностями обучения и имеет ряд особенностей.
Ребенок научился читать слоги, не путает буквы и, возможно, уже сам начал читать вывески магазинов. Идеальный случай, теперь стоит запастись терпением и временем. Взять интересную для ребенка книжку или азбуку и вместе читать, постепенно наращивая длину прочитанных слов и совершенствуя технику чтения. Не забывайте спрашивать ребенка что он прочитал.
Возможен другой вариант развития события. Ребенок читает слоги, но в слово слоги соединить не может. При таком развитии события рекомендую обратиться за консультацией к логопеду. Специалист оценит речевое развитие ребенка, артикуляционную моторику, сформированность фонематического анализа, слухового внимания и памяти. Даст вам необходимые рекомендации для успешного обучения ребенка или порекомендует занятия, если есть какие-либо проблемы, мешающие ребенку освоить чтение.
Как правильно читать по слогам и помочь ребенку освоить чтение?
Уважаемые родители следующие рекомендации при самостоятельном обучении будут работать, при условии сформированности психических процессов необходимых для формирования навыка чтения. Еще раз напомню, что, если не получается, обратитесь к логопеду.
Важно не торопить ребенка, выбирать доступный материал и интересные книги. На первых шагах читаем слово по слогам и сразу называем его целиком.
2. Читаем слоги не прерывая дыхание и плавно переключаемся с одного слога на другой.
3. Пропеваем слоги в словах.
4. «прыгаем по кочкам». Игра очень нравится детям. Для успешной работы требуется соблюдать одно правило. Прыгая с первой кочки на вторую необходимо протягивать слог. Слоги рисуем на листе бумаги, ребенок пальчиком перепрыгивает с одной кочки на другую. Обычно разбиваем на слоги 3-4 слова. Слова должны быть простые, часто используемые.
Пример: Бааа (тянем)--------нан (коротко).
БА НАН
Рекомендованные упражнения на этапе перехода от слогов к словам:
1. Методические пособия для развития внимания и мышления2. Пересказ мультфильмов и сказок
3. Прослушивание аудиосказок или чтение вслух с последующим пересказом
4. Логические игры
5. Настольные игры для тренировки памяти (самая простая МЕМО).
Эксперт Академии ФАДО, логопед-дефектолог: Коновалова Людмила
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: