Учителю о создании специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в детском саду и школе
Современная школа открыта для всех учеников, что, однако не снимает проблем, встающих перед учителем. Необходимость научить каждого — это большой вызов для системы, которая долгое время ориентировалась на среднестатические представления об ученике. Сегодня в классе могут сидеть одновременно несколько учеников с разными образовательными потребностями (ООП). Среди них, дети с опытом миграции, сиротским опытом, одаренные дети, обучающиеся с ОВЗ. Именно дети с ограниченными возможностями здоровья чаще всего вызывают у педагогического сообщества трудности как с организацией учебного процесса, так и с их включением в коллектив сверстников.
Отечественная специальная педагогика на протяжении 30 последних лет анализировала проблему интегрированного, а затем и инклюзивного обучения детей с ООП. Анализ опыта отечественного специального образования предыдущих лет, зарубежных практик позволил обобщить и сформулировать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ в целом и каждой категории в частности, понятие специальные условия образования. Научные представления нашли свое отражение в нормативной документации, регулирующий вопросы образования в РФ. В соответствии со статьей 79 «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012 года к специальным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ относятся:
• специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
• специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
• услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
• групповые и индивидуальные коррекционные занятия,
• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
• другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ».
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) - орган уполномоченный присваивать статус обучающегося с ОВЗ, на основании комплексной психолого-педагогической диагностики рекомендовать варианты образовательной программы, а также специальные образовательные условия для конкретного ученика.Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей, однако администрация школы или детского сада несет ответственность за создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. Поэтому каждому педагогу важно знать и понимать каков алгоритм их создания и реализации, а также свою роль в данном процессе.
Предполагается, что родитель самостоятельно обращается в ПМПК для обследования ребенка, выявления его особых образовательных потребностей и соответственно специальных условий обучения и воспитания. Однако, довольно часто педагоги сталкиваются с тем, что родители не проявляют инициативы в силу разных обстоятельств. В таком случае для образовательной организации может вступить в действие следующий алгоритм:
2. Директор ОО или уполномоченное лицо информирует родителей о том, что ребенку рекомендовано прохождение ПМПК для получения заключения, на основании которого школа имеет возможность создать обучающемуся специальные условия обучения и воспитания.
3. Школа в лице ответственного сотрудника информирует родителя о процедуре прохождения ПМПК и действиях при предоставлении заключения о рекомендованных специальных условиях.
4. По результатам прохождения ПМПК родитель предоставляет в ОО документы, необходимые для создания специальных условий. К таким документам относятся: заключение ПМПК с рекомендациями специалистов условий необходимых для конкретного ученика;письменное заявление родителя о создании таких условий; копия справки об установлении инвалидности и индивидуальная-программа реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА); согласие на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося.
• определение деятельности специалистов сопровождения и педагогов по реализации ОП, направлениям коррекционно-развивающей работы;
• адаптирование учебных и контрольно-измерительных материалов;
• предоставление услуг тьютора и/или ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации.
6. На время реализации рекомендаций ПМПК ученику может быть предоставлен координатор, который следит за выполнением рекомендаций ПМПК в образовательной организации в процессе сопровождения ученика.
7. Если возникает необходимость координатор рекомендует (инициирует) повторные заседания ППК ОО с тем, чтобы выявить препятствия, мешающие ребенку осваивать программу или создающие трудности в его социализации.
8. На итоговом заседании ППК ОО специалисты сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) проводят анализ результатов итоговой диагностики, учебных и личностных достижений обучающегося, с тем чтобы оценить эффективность созданных условий.
Роль педагога в процессе создания и реализации специальных условий обучения и воспитанияученика с ОВЗ таким образом состоит в наблюдении за учеником и обобщении своих наблюдений в психолого-педагогической характеристике, где будут отражены сложности в освоении предметной области; трудности в поведении; особенности коммуникации и взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. Кроме этого, педагог принимает участие в конструировании и реализации индивидуального образовательного маршрута ученика (определяя конкретные цели изучения предметной области, методы и приемы, которые помогают конкретному ученику, способы адаптации учебных и КИМ материалов), планирует и организует воспитательную работу со всеми учениками, в том числе с обучающимся с ОВЗ. Одной из важных задач учителя является эффективная коммуникация с родителями учеников, которым было бы рекомендовано пройти ПМПК и получить рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания. Педагогу необходимо донести до родителей, что прохождением ПМПК, присвоение статуса обучающегося с ОВЗ, создание специальных условий необходимо лишь для того, чтобы ученик мог в полной мере реализовать свой потенциал и освоить рекомендованную образовательную программу.
Важно признать, что на учителя возлагается большая ответственность за качество и эффективность реализации созданных в образовательной организации специальных условий образования. Поэтому педагогу важно знать основные шаги и их содержание для всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения ученика с ОВЗ, быть неравнодушным к процессу, повышать свой уровень профессионального мастерства и инклюзивной культуры.
Канд. пед. наук, эксперт Академии ФАДО – Тюрина Надия
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: