Видеть, слышать, ощущать – KPI первых лет жизни! (часть 2)
Интересно, что слуховое и зрительное восприятие тесно связаны друг с другом. Исследования показывают, что младенцы для формирования представлений о мире интегрируютинформацию от органов зрения и слуха. Например, работа исследователей из Гарвардского университета показала, что запоминанию информации о предметах способствует одновременное получение визуального и слухового стимулов (Kuhl et al., 2005).
Создание стимулирующей и развивающей среды дома является ключевым аспектом развития слухового и зрительного восприятия у детей. Что могут сделать родители и педагоги в этот период:
➢ Предоставить ребенку разнообразие игрушек. Необходимо учитывать, что игрушки должны быть удобными для захвата детской рукой, яркими, естественного цвета. Хорошо, если у ребенка будет возможность знакомиться и манипулировать с предметами разными по форме, поверхности, весу, материалу. Не обязательно покупать огромное количество игрушек. Важно, чтобы они соответствовали актуальным возрастным потребностям ребёнка, были направлены на развитие всех видов восприятия. И конечно же, безопасны.➢ С первых дней жизни взрослым важно разговаривать с ребёнком, вести с ним диалог, даже если ребенок еще не может участвовать в нем как взрослый человек. Близкие должны быть внимательны к малышу, чтобы адекватно и вовремяотвечать на его неречевые сигналы. Со второй половины года важно целенаправленно расширять словарь понимаемых ребёнком названий предметов, а затем и действий с ними (машинка едет, мячик катится). При этом, очень важно давать ребенку время на ответ, а также время и возможность слушать и другие звуки окружающего мира, а не только речевой поток мамы или другого близкого.
➢ Чтение простых первых книг с картинками. Книги должны быть изготовлены из нетоксичных, гипоаллергенных и прочных безопасных материалов. Важно, чтобы книги имели закругленные углы, были устойчивыми к разрывам. Книжки для младенцев должны быть с яркими, но естественных цветов изображениями. Младенцы особенно хорошо реагируют на контрастные цвета(черный и белый, желтый и синий), различные орнаменты также полезны для развития навыков визуального восприятия. Иллюстрации в книгах должны быть простыми и понятными. Первыми картинками в книге могут быть изображения знакомых предметов, животных или людей. Тексты должны быть простыми и доступными для понимания, с короткими предложениями или рифмами, которые легко запоминаются. Книжки для детей раннего возраста могут содержать интерактивные элементы (разные текстуры, звуковые кнопки или подвижные части), стимулирующие интерес ребенка и активноевзаимодействие с книгой и со взрослым, читающимее. Чтение книг вслух помогает развивать слуховое восприятие, обогащает словарный запас ребенка. Родители могут использовать разные интонации для большей вовлеченности ребенка, развития его эмоциональной сферы.
Следуя этим и многим другим рекомендациям по развитию малыша в первые годы его жизни стоит помнить слова одного из основателей педагогики, жившего в 17 веке Яна Амоса Коменского: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».
Развитие слухового и зрительного восприятия у младенцев и детей раннего возраста — это сложный процесс, который требует внимания со стороны родителей и педагогов. Понимание основных этапов этого развития поможет создать оптимальные условия для обучения и взаимодействия с ребенком.
Кандидат педагогических наук,
эксперт АНО ДПО «ФАДО»
Надия Тюрина
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp: